Вероятно, положительное решение проблемы состоит в соединении этих подходов, варьировании методов урока в зависимости от его содержания и уровня развития детей. При этом необходимо сделать целевую установку на актуализацию процесса самосовершенствования ребенка.
Для формирования культуры здоровья в процессе обучения биологии необходимы системность, непрерывность и преемственность.
Обучение здоровому образу жизни в школе возможно через интеграцию знаний о здоровье с содержанием общеобразовательных предметов (физика, химия, биология, математика, физкультура и др.).
Материал любого общеобразовательного предмета с ориентацией знаний на здоровье может существенно повлиять на учебную мотивацию детей и выработку навыков здоровьесохраняющего поведения. Интегрированный принцип в обучении основам здоровья и ЗОЖ осуществляется через интегрированные уроки ОБЖ и биологии, валеологии, психологии и биологии, биологии и экологии человека и т. п.
Полезно показать взаимосвязь физической культуры и анатомии и физиологии человека. Важно раскрыть учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т. е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Не усложняя материал учебного предмета, преподаватель биологии должен формировать интерес к физической культуре, и наоборот, занятия физической культурой способствуют формированию интереса к физиологии человека. Опыт учителей-практиков позволяет привести следующие примеры: характеризуя мышцы человека, учитель биологии может показать их топографию сначала на учащемся, затем на таблице, далее демонстрируются движения, связанные с работой этих мышц, даются пояснения, связанные с их назначением и развитием. На уроке физкультуры закрепляются знания анатомии и физиологии путем выполнения упражнений и последующего выяснения, какие мышцы принимали в них участие.
На уроке по теме «Работа сердца» приводятся данные об изменении деятельности сердечно-сосудистой системы при мышечной работе – учащаются ритмы сердца, увеличивается скорость кровообращения, повышается кровяное давление. Особое внимание обращается на то, что после интенсивной мышечной работы частота пульса подростка может достигать 200-220 уд/мин, время полного круга кровообращения крови – 8-10 сек., кровяное давление поднимается до 160/80 мм рт.ст. Но после завершения мышечной работы кровообращение восстанавливается, т.е. достигает величины покоя (частота сердечных сокращений (ЧСС) – 65-75 уд/мин, время полного круга кровообращения крови – 22-25 сек., кровяное давление – 120/70 мм рт. ст.).
На основании указанных данных школьники делают вывод о взаимозависимости работы органов кровообращения и мышечной деятельности. При этом подчеркивается значение тренированности сердца, занятий физкультурой. По такому принципу следует излагать почти все темы по анатомии и физиологии.
Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знаний физиологии для здоровья. Известно, что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу «чем больше, тем лучше». При таком подходе к обучению не раскрывается анатомо-физиологический анализ движений учащихся.
Новости образования:
Списки с Владимирской иконы
С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования. Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы ( с показом видеоряда списков ): Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древн ...
Результаты констатирующего эксперимента
Результаты анкетирования проведенного нами с целью выяснения отношения младших школьников к использованию дидактических игр на уроках дал следующие результаты (См. диаграмму №1-№5): Диаграмма №1 Какие уроки ты больше всего любишь? Диаграмма №2 Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на ...
Результаты
информатизации российского образования
В целом широкому распространению современных информационных технологий в российских образовательных учреждениях мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, крайне недостаточное количество в Интернете русскоязычных образовательных ресурсов, неподготовленность педагогичес ...