Организация работы по формированию культуры здоровья в процессе обучения биологии

Педагогические практики » Система формирования культуры здоровья у школьников в процессе преподавания биологии » Организация работы по формированию культуры здоровья в процессе обучения биологии

Страница 3

Вероятно, положительное решение проблемы состоит в соединении этих подходов, варьировании методов урока в зависимости от его содержания и уровня развития детей. При этом необходимо сделать целевую установку на актуализацию процесса самосовершенствования ребенка.

Для формирования культуры здоровья в процессе обучения биологии необходимы системность, непрерывность и преемственность.

Обучение здоровому образу жизни в школе возможно через интеграцию знаний о здоровье с содержанием общеобразовательных предметов (физика, химия, биология, математика, физкультура и др.).

Материал любого общеобразовательного предмета с ориентацией знаний на здоровье может существенно повлиять на учебную мотивацию детей и выработку навыков здоровьесохраняющего поведения. Интегрированный принцип в обучении основам здоровья и ЗОЖ осуществляется через интегрированные уроки ОБЖ и биологии, валеологии, психологии и биологии, биологии и экологии человека и т. п.

Полезно показать взаимосвязь физической культуры и анатомии и физиологии человека. Важно раскрыть учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т. е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Не усложняя материал учебного предмета, преподаватель биологии должен формировать интерес к физической культуре, и наоборот, занятия физической культурой способствуют формированию интереса к физиологии человека. Опыт учителей-практиков позволяет привести следующие примеры: характеризуя мышцы человека, учитель биологии может показать их топографию сначала на учащемся, затем на таблице, далее демонстрируются движения, связанные с работой этих мышц, даются пояснения, связанные с их назначением и развитием. На уроке физкультуры закрепляются знания анатомии и физиологии путем выполнения упражнений и последующего выяснения, какие мышцы принимали в них участие.

На уроке по теме «Работа сердца» приводятся данные об изменении деятельности сердечно-сосудистой системы при мышечной работе – учащаются ритмы сердца, увеличивается скорость кровообращения, повышается кровяное давление. Особое внимание обращается на то, что после интенсивной мышечной работы частота пульса подростка может достигать 200-220 уд/мин, время полного круга кровообращения крови – 8-10 сек., кровяное давление поднимается до 160/80 мм рт.ст. Но после завершения мышечной работы кровообращение восстанавливается, т.е. достигает величины покоя (частота сердечных сокращений (ЧСС) – 65-75 уд/мин, время полного круга кровообращения крови – 22-25 сек., кровяное давление – 120/70 мм рт. ст.).

На основании указанных данных школьники делают вывод о взаимозависимости работы органов кровообращения и мышечной деятельности. При этом подчеркивается значение тренированности сердца, занятий физкультурой. По такому принципу следует излагать почти все темы по анатомии и физиологии.

Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знаний физиологии для здоровья. Известно, что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу «чем больше, тем лучше». При таком подходе к обучению не раскрывается анатомо-физиологический анализ движений учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Использование демонстрационного эксперимента в режиме on-line или в записи на CD-ROM
познавательный демонстрационный эксперимент химия Применение компьютерных технологий позволяет значительно повысить качество учебных демонстраций. Современное проекционное оборудование дает возможность показа физических, химических и других процессов с большим увеличением и разрешением, что являетс ...

Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков в сельской местности
Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требо ...

Интерпретация результатов изучения темы у детей, посещающих и непосещающих факультативные занятия
Наше исследование позволило сделать главное наблюдение – между уровнем познавательной активности детей и их участием в дополнительных занятиях по информатике существует взаимосвязь. Показатели познавательных способностей согласно материалам, собранным в результате анкетирования детей и преподавател ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru