Развитие понятия: «Школьный музей в 20 веке»

Страница 3

Исходя из принципа преемственности, каждый музей должен стремиться к тому, чтобы тематика экскурсий выстраивалась в целостную систему, охватывающую учебную программу всех классов школы и рассчитанную на постепенное — в соответствии с возрастом и подготовленностью школьника — освоение всех аспектов музейной информации за одиннадцать школьных лет.

Необходимо отметить, что тематика учебных экскурсий должна соответствовать школьным программам, корректироваться с учетом их изменений.

Каждую тему нужно раскрывать при помощи музейных материалов, так как именно предметный показ в ходе экскурсии исторических процессов, событий, деятельности отдельных людей способствует, как известно, лучшему усвоению школьниками знаний, а через них — формированию научных представлений об объективных закономерностях исторического развития, в том числе и на современном этапе. Так, например, учебная экскурсия в Курском краеведческом музее по теме «Наш край в период феодализма» раскрывает основные черты феодального способа производства, на примере примитивной техники, социальное положение людей — сопоставлением интерьера дворянской гостиной и обстановки курной избы крепостного крестьянина и т. п. Тема «Развитие капитализма в крае» строится на показе документов, орудий труда, образцов промышленности и кустарных крестьянских промыслов.

Социологические исследования зафиксировали, что примерно третья часть посетителей (в том числе учащихся средних и старших классов), предпочитающих осматривать музей с экскурсоводом, выразили желание после экскурсии еще раз, самостоятельно, осмотреть экспозицию. Исходя из этого пожелания школьнику-экскурсанту следует предоставлять время для «личных контактов» с музейными материалами: их тщательного рассматривания, обдумывания, для того, чтобы сделать зарисовки, записи, ближе познакомиться с тем, что наиболее заинтересовало. Сочетание экскурсии с самостоятельным осмотром экспозиции будет способствовать более глубокому усвоению музейной информации, а так же — что немаловажно — стимулировать школьника и повторному посещению музея, и не обязательно с экскурсионной группой, к самостоятельным занятиям в экспозиции, в библиотеке музея, а иногда и в его фондах.

Функциональное назначение учебной экскурсии может быть различным, но по существу сводится к следующим вариантам:

1) предварительное изучение новой темы в школе, подготовить школьника к ее восприятию на уроке;

2) дополнить, закрепить знания, полученные на школьном уроке, или обобщить пройденную тему;

3) изучить новую тему. Изучение новой темы осуществляется главным образом через такую форму, как «урок-экскурсия». Следовательно, учебная экскурсия является актом совместной деятельности музейного работника и учителя на стадии как подготовки ее, так и проведения.

Общеобразовательная экскурсия в отличие от учебной, подчиненной учебному процессу в школе, имеет самостоятельные просветительно-воспитательные задачи и через их решение включается в единую систему «музей — школа».

Общеобразовательные экскурсии используются музеями в разнообразных целях, в числе которых можно назвать:

1) помощь школе во внешкольной и внеклассной работе;

2) работу с участниками музейных кружков, лекториев, факультативов как в самом, музее, так и в школах;

3) обслуживание туристских групп школьников.

В помощь школе музеи предлагают тематические экскурсии по отдельным разделам стационарной экспозиции, по выставкам, посвященным знаменательным датам в истории страны и края, актуальным проблемам современности.

Краеведческая направленность общеобразовательных экскурсий углубляет знания, полученные учащимися в рамках учебной программы по истории, географии, расширяет представления о культуре своего края. Использование краеведческого материала дает музейному работнику и учителю, неистощимый материал для всестороннего развития личности подростка, воспитания любви к родному краю, к Родине, к ее природе, способствует развитию любознательности, наблюдательности у школьников.

Общеобразовательные экскурсии довольно широко используются музеями в помощь школьникам, занимающимся в краеведческих, археологических, литературных, природоведческих и других кружках, в школьных факультативах и т. д. В большинстве случаев — это тематические экскурсии, связанные с конкретной проблемой разделом экспозиции. Они часто объединяются в циклы и дают материал шире учебной программы, дополняя и закрепляя знания, полученные учащимися на специальных занятиях в музее или в школе.

Весьма актуальна для многих музеев проблема экскурсионного обслуживания туристских групп школьников. Такие группы в музее в каникулярное время стали обычным явлением, с которым не могут не считаться музейные работники. Среди приезжих много сельских школьников, иногда впервые посещающих музей. Как правило, в работе с туристскими труппами школьников используются обзорные экскурсии, рассчитанные на посетителей «одного раза» и предполагающие общее знакомство с музеем, с его наиболее интересными экспонатами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Геометрия Лобачевского
В мемуаре «О началах геометрии» (1829) Лобачевский прежде всего воспроизвел свой доклад 1826г. Он определяет основные понятия геометрии, не зависящие от V постулата, и заметив, что сумма углов прямолинейного треугольника не может быть , как это имеет место у сферических треугольников, Лобачевский з ...

Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса
В процессе обучения применяются различные методы и техники обучения. В сфере основного образования применяются как традиционные методы – рассказ, объяснение, демонстрация, взаимодействие и т.д., так и современные – исследование, диалог, участие учеников в создании презентаций, докладов, сочинений. ...

Цели и задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся по химии
Задача проверки должна быть согласована с основной задачей обучения химии как предмета. Учитель обязан дать глубокие, прочные и осознанные знания, научить применять эти знания на практике. Этого можно достигнуть путем совершенствования всего педагогического процесса, в том числе проверки знаний, ум ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru