Развитие понятия: «Школьный музей в 20 веке»

Страница 2

Тот факт, что приобщение к музею происходит главным образом в сфере семейного воспитания, имеет, однако, не только положительные, но и некоторые отрицательные стороны. Ведь закономерно встает вопрос, всегда ли члены семьи, с которыми ребенок приходит в музей, квалифицированно прививают ему навыки восприятия экспозиции, сами обладают достаточными знаниями и музейной культурой. Неподготовленные взрослые могут, разумеется, неосознанно, прививать детям неверный, искаженный взгляд на музей. Подтверждение этому можно найти в залах любого музея. Здесь можно увидеть родителей, которые, стремясь показать ребенку всю экспозицию и - как можно скорее, раздраженно противодействуют желанию ребенка рассмотреть экспонаты внимательно, лучше их разлядеть, полюбоваться необычней красотой, вникнуть в детали того, что привлекло внимание. И, разумеется, не каждый взрослый может ответить на все возникающие у ребенка вопросы, дать нужные пояснения, правильные оценки экспоната.

Поэтому важно, чтобы приобщение детей к музею проходило под руководством музейного работника или специально подготовленного воспитателя, педагога. Оно не должно стихийно осуществляться только в сфере семейного воспитания. Музею следует активно вмешиваться в этот процесс, руководить им.

Работа со школьниками - одна из актуальных и наиболее сложных задач. Дифференцированный подход к детской аудитории требует знания психологии ребенка. Именно поэтому значительные результаты в работе с детьми достигнуты в тех музеях, где обеспечено содружество музейного работника, педагога, психолога.

Исследование зафиксировало значительно более высокие показатели как познавательного, так и эмоционального воздействия на школьников, осматривавших музей под руководством экскурсовода, по сравнению с учащимися, не организованными в экскурсионные группы.

Важная роль в этом принадлежит экскурсоводу — организатору процесса восприятия. От его профессиональной подготовленности, эрудиции, умения вступить в контакт с экскурсантами и, наконец, от личного обаяния зависит эффективность воспитательного воздействия музея. Особенно высокие требования предъявляются к экскурсоводам, работающим с детьми и подростками.

Музейная экскурсия как форма научно-просветительной работы обладает рядом признаков, особо благоприятных для воздействия на подростковую и молодежную аудиторию. Ее наглядность и предметность удовлетворяют потребность школьника в получении знаний (и, что особенно важно, конкретных знаний, которые легко усваиваются в данном возрасте). Свойственная экскурсии динамичность, перемещения во времени и пространстве способствуют активному усвоению информации. Наконец, экскурсия, как своеобразный род общения — интенсивного и насыщенного, стимулирует развитие мышления, реализуя одновременно с этим стремление подростка или юноши к массовым формам восприятия в кругу сверстников.

Содержание музейных собраний позволяет проводить для школьников различные типы экскурсий. В зависимости от целевых установок выделяются два основных их типа: 1) учебная, 2) общеобразовательная.

Учебная экскурсия играет вспомогательную роль по отношению к основному учебно-воспитательному процессу (урок в школе), являясь методом обучения школьника, музейными средствами. Ее главный отличительный признак — тесная связь с учебной школьной программой, которая, определяет тему экскурсии, ее содержание, отбор объектов показа, приемы показа, методику проведения экскурсии. Общеобразовательная экскурсия решает самостоятельную просветительную я воспитательную задачу.

Экскурсии для школьников — как учебные, так и общеобразовательные — проводятся на основе стационарных экспозиций, а также выставок, постоянных или временных. Кроме того, музеи проводят со школьниками и комплексные экскурсии, когда осмотр музейной экспозиции сочетается с осмотром памятников истории и культуры города или района.

Учебная экскурсия как метод обучения особенно широко используется музеями в работе с учащимися средних и старших классов.

Эффективность обучения учащихся в процессе учебных экскурсий, а также глубина и прочность контактов музея и школы по этой линии во многом предопределяются на стадии разработки экскурсионной тематики. Это важнейший этап совместной работы музея и школы. Так как тематика учебных экскурсий диктуется школьной программой, в ее разработке должны участвовать не только музейные сотрудники, но и учителя, представители органов народного образования, институтов усовершенствования учителей. Для музейного сотрудника, работающего со школой, совершенно необходимы знания учебной программы и конкретных запросов школ города или района, а также общая подготовленность в области педагогической и психологической науки.

Тематика учебных экскурсий должна отличаться широтой и разнообразием и распространяться на все те отрасли знания, которые обеспечены материалами в данном конкретном музее: историю, обществоведение, литературу, природоведение, географию, зоологию, ботанику, иногда физику и т. д. — в зависимости от профиля музея и состава его коллекций. Тематика разрабатывается по каждому предмету с учетом программы средней школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Анализ результатов констатирующего эксперимента
По первому направлению на выявление уровня понимания значений слов были получены следующие результаты. С заданием № 1 на понимание целостных словосочетаний, которые ребенок мог много раз слышать, справились 90% детей в экспериментальной группе, у 10% детей возникли значительные трудности с выполнен ...

Методы проблемного обучения
Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблемное задание, сам его решает, показывая детям этапы, их последовательность, образец рассуждения на каждом из них Общая структура метода проблемного изложения включает такие основные действия вза ...

Мягкие материалы в творчестве школьников
Существует несколько видов мягких материалов, названия которых перечислены ниже: Ретушь (франц. retouche - подправление, подчистка от лат. retare - очищать) - подрисовка, подчистка, уточнение изображения; отсюда название специального угольного карандаша, способного создавать тонкие переходы и матов ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru