Развитие понятия: «Школьный музей в 20 веке»

Страница 2

Тот факт, что приобщение к музею происходит главным образом в сфере семейного воспитания, имеет, однако, не только положительные, но и некоторые отрицательные стороны. Ведь закономерно встает вопрос, всегда ли члены семьи, с которыми ребенок приходит в музей, квалифицированно прививают ему навыки восприятия экспозиции, сами обладают достаточными знаниями и музейной культурой. Неподготовленные взрослые могут, разумеется, неосознанно, прививать детям неверный, искаженный взгляд на музей. Подтверждение этому можно найти в залах любого музея. Здесь можно увидеть родителей, которые, стремясь показать ребенку всю экспозицию и - как можно скорее, раздраженно противодействуют желанию ребенка рассмотреть экспонаты внимательно, лучше их разлядеть, полюбоваться необычней красотой, вникнуть в детали того, что привлекло внимание. И, разумеется, не каждый взрослый может ответить на все возникающие у ребенка вопросы, дать нужные пояснения, правильные оценки экспоната.

Поэтому важно, чтобы приобщение детей к музею проходило под руководством музейного работника или специально подготовленного воспитателя, педагога. Оно не должно стихийно осуществляться только в сфере семейного воспитания. Музею следует активно вмешиваться в этот процесс, руководить им.

Работа со школьниками - одна из актуальных и наиболее сложных задач. Дифференцированный подход к детской аудитории требует знания психологии ребенка. Именно поэтому значительные результаты в работе с детьми достигнуты в тех музеях, где обеспечено содружество музейного работника, педагога, психолога.

Исследование зафиксировало значительно более высокие показатели как познавательного, так и эмоционального воздействия на школьников, осматривавших музей под руководством экскурсовода, по сравнению с учащимися, не организованными в экскурсионные группы.

Важная роль в этом принадлежит экскурсоводу — организатору процесса восприятия. От его профессиональной подготовленности, эрудиции, умения вступить в контакт с экскурсантами и, наконец, от личного обаяния зависит эффективность воспитательного воздействия музея. Особенно высокие требования предъявляются к экскурсоводам, работающим с детьми и подростками.

Музейная экскурсия как форма научно-просветительной работы обладает рядом признаков, особо благоприятных для воздействия на подростковую и молодежную аудиторию. Ее наглядность и предметность удовлетворяют потребность школьника в получении знаний (и, что особенно важно, конкретных знаний, которые легко усваиваются в данном возрасте). Свойственная экскурсии динамичность, перемещения во времени и пространстве способствуют активному усвоению информации. Наконец, экскурсия, как своеобразный род общения — интенсивного и насыщенного, стимулирует развитие мышления, реализуя одновременно с этим стремление подростка или юноши к массовым формам восприятия в кругу сверстников.

Содержание музейных собраний позволяет проводить для школьников различные типы экскурсий. В зависимости от целевых установок выделяются два основных их типа: 1) учебная, 2) общеобразовательная.

Учебная экскурсия играет вспомогательную роль по отношению к основному учебно-воспитательному процессу (урок в школе), являясь методом обучения школьника, музейными средствами. Ее главный отличительный признак — тесная связь с учебной школьной программой, которая, определяет тему экскурсии, ее содержание, отбор объектов показа, приемы показа, методику проведения экскурсии. Общеобразовательная экскурсия решает самостоятельную просветительную я воспитательную задачу.

Экскурсии для школьников — как учебные, так и общеобразовательные — проводятся на основе стационарных экспозиций, а также выставок, постоянных или временных. Кроме того, музеи проводят со школьниками и комплексные экскурсии, когда осмотр музейной экспозиции сочетается с осмотром памятников истории и культуры города или района.

Учебная экскурсия как метод обучения особенно широко используется музеями в работе с учащимися средних и старших классов.

Эффективность обучения учащихся в процессе учебных экскурсий, а также глубина и прочность контактов музея и школы по этой линии во многом предопределяются на стадии разработки экскурсионной тематики. Это важнейший этап совместной работы музея и школы. Так как тематика учебных экскурсий диктуется школьной программой, в ее разработке должны участвовать не только музейные сотрудники, но и учителя, представители органов народного образования, институтов усовершенствования учителей. Для музейного сотрудника, работающего со школой, совершенно необходимы знания учебной программы и конкретных запросов школ города или района, а также общая подготовленность в области педагогической и психологической науки.

Тематика учебных экскурсий должна отличаться широтой и разнообразием и распространяться на все те отрасли знания, которые обеспечены материалами в данном конкретном музее: историю, обществоведение, литературу, природоведение, географию, зоологию, ботанику, иногда физику и т. д. — в зависимости от профиля музея и состава его коллекций. Тематика разрабатывается по каждому предмету с учетом программы средней школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Источники формирования самооценки в младшем школьном возрасте
самооценка младший школьный ценностный Самооценка является важным компонентом развития самосознания личности, то есть осознания человеком собственных умственных способностей, физических сил, поведения и мотивов, своего отношения к окружающим и к самому себе. Проблема развития самооценки у школьнико ...

Слово и образ в процессе воображения
Структурными единицами процесса воображения и речи является слово и образ. На основе работ Л.С. Выготского, Рибо, Е.А Лустина выдвигает свои гипотезы и разработки о слове и образе в процессе воображения. Само воображение как единый преобразовательный процесс в зависимости от условий и цели фантазир ...

Исследовательская деятельность учащихся
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом котор ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru