Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации. Это можно сделать при помощи речевых упражнений, которые должны быть мотивированны и основаны не только на тематике программы, но и на отдельных ситуациях, на которые может быть разложена тема.
Ситуация, с одной стороны, является условием мотивации высказывания, т. е. создает потребность, которую можно удовлетворить, ответив на вопрос, или высказав свое мнение, или обратившись с просьбой к собеседнику. С другой стороны, ситуации, вернее, ряд разнообразных ситуаций, связанных одной темой, создают условия для развития речевых навыков высшего порядка, т. е. навыков, которые могут быть перенесены на аналогичные ситуации [29].
Комплекс упражнений для развития диалогической речи на иностранном языке применительно к школьным условиям включает три последовательные серии учебных действий: 1) аспектно-тренировочные упражнения на отработку языкового (фонетического, лексико-грамматического) материала; 2) упражнения для развития умений реплицирования; 3) упражнения в коммуникативном диалогизировании. Упражнения первой и второй серии – подготовительные.
Рассмотрим три серии упражнений (см. Приложение Б) [18, с. 65], которые в обработке грамматического материала занимают главное место на примере отобранных типичных ситуаций, относящихся к подтеме «Учеба».
Подстановочные упражнения. В качестве исходного материала для этого вида упражнений рекомендуется использовать предложения-клише. Производя различного рода изменения, учащиеся убеждаются в том, что перед ними не застывшая речевая единица, а предложение, являющееся моделью для построения сходных по смыслу высказываний [18, c. 83].
Трансформационные упражнения представляют собой трансформацию воспринимаемых форм и могут выглядеть следующим образом [30]:
1. Поправьте собеседника:
- Tomorrow we'll have only 5 lessons.
- No, tomorrow we’ll have 6 lessons, not 5.
2. Выразите удивление, переспросите:
- Pete and Lena have got «satisfactory» for their dialogue.
- Do they really? Do they really have «satisfactory» for their dialogue? (I like their dialogue.).
Конструктивные упражнения могут быть и языковыми, и речевыми. Здесь можно назвать такие задания, как вставить пропущенное в предложении слово по вопросу или по смыслу; распространить предложение; заменить форму слова или одно слово другим; ответить на вопросы; [18, с. 85].
Например:
1) Преподаватель предлагает следующую модель диалога:
- Are you doing your homework now? (to read a book)
- Now, I’m not. I’m reading a book.
Теперь по этому образцу ученики должны ответить на вопросы, используя данные в скобках слова:
a) Are you writing a composition? (to clean the room);
b) Is Nell translating the text? (to wash up).
Вопросо-ответные упражнения. Суть такого вида упражнений сводиться к следующему:
Ответьте на вопросы, касающиеся различных сторон жизни школы, класса, взаимоотношений между учащимися:
1. What subjects do pupils study in the 6th form? 2. Who in your group is a fast learner? 3. Have you ever counted the number of English words you learned beginning with the 5th form? И так далее [18, с. 85].
В репликовых коммуникативных упражнениях учащиеся сами создают содержание высказывания и выбирают форму его выражения, опираясь на ранее усвоенный языковой материал. Например:
Новости образования:
Cистема профессионального образования
В республике Болгария средний уровень образования осуществляется на одной образовательной ступени (средняя школа/высшая школа), которая длится 4 или 5 лет и приводит к окончанию среднего образования. Среднее образование считается полученным по окончании 12/13 класса и сдачи экзаменов для зачисления ...
Особенности методов решения логических задач
Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные понятия информатики, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические п ...
Сущность профессионального самоопределения
До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопредел ...