Коммуникативная, психологическая и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи

Педагогические практики » Развитие навыков диалогической речи у учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы » Коммуникативная, психологическая и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи

Страница 1

Диалогическая речь – это процесс разговорного взаимодействия двух или более участников общения. Поэтому в пределах разговорного акта каждый из участников по очереди выступает как слушатель и как вещатель [10, с. 146].

Диалогизирование – это процесс речевого взаимодействия, предусматривающий обмен репликами, не достигающими объемов монологических высказываний. Под термином «диалог» понимается как сам процесс диалогизирования, так и его результат – текст [18, с. 6].

Для определения рациональных путей обучения и развития диалогической речи необходимо знать коммуникативные, психологические и лингвистические особенности диалогической речи.

Первыми рассмотрим коммуникативные особенности. Партнеры по общению прибегают к диалогизированию в следующих типичных случаях:

1) когда один из них испытывает дефицит в сведениях, а собеседник, как предполагается, компетентен в данной области и способен восполнить информационный пробел;

2) когда разворачивание (раскрытие) сюжета (темы) не может быть реализовано одним собеседником ввиду его языковой или мнемонической неспособности, дефицита сведений или в связи с необходимостью поэтапной проверки адекватности высказываемых положений;

3) когда партнеры испытывают потребность во взаимном обмене мнениями, впечатлениями, переживаниями;

4) когда существует необходимость согласовать различные подходы к решению конкретной проблемы, устранить разногласия, разрешить спор и так далее [18, с. 6].

Реализуясь в рамках диалогического общения, диалогическая речь как чередование дробных высказываний граничит, с одной стороны, с началом или окончанием коммуникативного контакта, а с другой стороны – с монологическими вставками, с которыми она соединяется с помощью начальных или конечных предложений, имеющих диалогическую связанность.

Диалогическую речь следует рассматривать как коммуникативный акт, где имеет место смена ролей говорящего и слушающего.

Для развертывания диалога значение имеет инициативная (первая) реплика. Она является и изначальным речевым стимулом, и носителем темы. Реакция партнера должна быть тематически согласованной, но точно прогнозировать, что он скажет, трудно [18, с. 9].

В естественном диалогическом общении каждый из партнеров поочередно произносит как стимулирующие, так и реагирующие реплики.

С коммуникативно-информационной точки зрения первые реплики могут быть сведены к следующим типам высказываний:

1) формулы социального общения (приветствия, выражения благодарности, извинения и другие);

2) запрос информации (вопрос, просьба сообщить что-либо);

3) выражение эмоций;

4) информирование;

5) приказ-просьба;

6) комментирование (констатация) обстоятельств, в которых находятся общающиеся;

7) высказывания, которые не несут какой-либо важной информации (ими обмениваются для поддержания разговора, когда, например, неловко молчать, нужно заполнить паузу) [18, с. 10].

Темой диалогической речи может быть широкий круг вопросов. Это: человек (его поступки, внешность, биография, речь), событие, вещь. Факторами, формирующими тему диалога, являются отношения между собеседниками, уровень их коммуникативной общности, внешние события, ситуация в широком смысле.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Требования к заданиям для младшего школьного возраста по теме «Моделирование и формализация»
Содержательная линия "Моделирование и формализация" - это одна из перспективных, динамично развивающихся и важнейших содержательно-методических линий курса информатики, формирующая системно-информационную картину мира в сознании учащихся, так как именно она позволяет осознанно выделять в ...

Постановка задачи исследования
Целью дипломной работы является создание современной модели web-сервиса для тестирования уровня знаний учеников по предмету математика с помощью средств web-разработки и программная реализация для эффективной работы тестовой системы. Перед формированием модели WEB-сервиса тестирования нужно четко о ...

Выгоды России от участия в Болонском процессе
Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru