Мягкие материалы в творчестве школьников

Страница 1

Существует несколько видов мягких материалов, названия которых перечислены ниже:

Ретушь

(франц. retouche - подправление, подчистка от лат. retare - очищать) - подрисовка, подчистка, уточнение изображения; отсюда название специального угольного карандаша, способного создавать тонкие переходы и матовый тон.

Сангина

(франц. sanguine от лат. sanguis - кровь) - мягкий и толстый карандаш, дающий матовый красно-коричневый тон, приготовляется из глины и связующих веществ. Другое название - красный мел. Техника рисования сангиной в сочетании с черным и белым мелом, распространенная в середине XVIII в., называется "техникой трех карандашей".

Уголь

(др. русск. оугль от др. прусск. anglis, др. инд. angaras, родств. agnis - огонь) - обожженное дерево; древесный, а затем прессованный уголь используется как материал для рисования. Обладает мягкостью, пластичностью и дает матовый черный тон.

Соус

(франц. sauce - соус, подливка от лат. salsus - посоленная похлебка) - материал для рисования в виде толстых карандашей из прессованного черного красителя с клеем; дает глубокий, матовый черный тон (иногда серый или серо-коричневый). Наносится на бумагу штрихом или размывается кистью с водой.

Мягкие материалы пользуются большой популярностью у рисовальщиков. На мой взгляд, важной их особенностью является та скорость, с которой ими можно работать. На собственном опыте в этом убеждалась не раз. В отличие от работы с карандашами разной мягкости, тушью работа любыми мягкими материалами занимает меньше времени.

В современном мире художнику предлагается большое разнообразие мягких материалов различных цветов и оттенков. Если говорить о соусе, то они бывают: черные, серые разной градации, зеленоватые, желтоватые, насыщенные коричневые, белые. Самой главной особенностью всех мягких материалов является техника растушевки, которая к ним применима. Растушка (тушевка, тушевание) - (нем. tuschen - тушевать от франц. touché - касание) - технический прием графического искусства, заключающийся в растирании, втирании мягких рисовальных материалов в бумагу. С помощью тушевки создаются мягкие, плавные тональные градации. В этой технике иногда применяется специальный инструмент - эстомп. Эстомп - (франц. estoompe - растушевка, затушевание) - техника растушевки в рисовании, а также название инструмента, применяемого в этой технике, - свернутого трубочкой куска бумаги, кожи, фетра. Техника растушки позволяет создать "глубину", ровный тон, который можно варьировать.

Применение мягких материалов очень широко. Ими можно рисовать на грунтованной поверхности бумаги, а грунт может быть сделан из тех же мягких материалов (соуса) путем смешения их с водой. В зависимости от плотности загрунтованной поверхности можно работать в разных техниках, например: на плотнозагрунтованной бумаге можно работать в основном стирательной резинкой, постепенно высветляя участки изображения, почти до белого цвета. А можно нанести грунтовкой более слабый тон, на котором можно работать как углем, так и сангиной, и соусами различных оттенков. Сам грунт может быть сделан как из соусов, смешанных с водой, так и с помощью смешения акварельной краски с водой, а также с помощью чая, кофе.

Ростовцев Н.Н. в своей работе "Развитие творческих способностей на занятиях рисованием" пишет о том, что работая углем, или сангиной, можно применить различные техники рисунка: в одном случае ограничиться только тоновой лепкой формы, в другом - сочетать тон со штрихом. Мягкие материалы можно сочетать друг с другом, например, сангину с соусом и т.д. Автор обращает внимание на то, что "в процессе выполнения краткосрочных упражнений (набросков, зарисовок) хорошо применять сразу несколько материалов, например, сочетать уголь, мел и сангину; сангину, угольный карандаш и перо; соус и угольный карандаш. Технические приемы работы сразу несколькими материалами открывают широкие возможности для творческих поисков".

Мягкие материалы и тушь имеют большое количество выразительных особенностей. И тем и другим материалом можно сделать как тонкую, более тщательную работу, так и обобщенные рисунки, сделанные с помощью рисования "массами". Ими можно делать как длительную работу, так и быструю. Огромное разнообразие фактур, получаемых с помощью работы с этими графическими материалами, дарит художникам большие творческие возможности.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Методика констатирующего эксперимента
Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает такие разделы, как исследование объема пассивного и активного словаря, исследование словаря антонимов и синонимов и обобщений. Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Иссл ...

Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников
Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделяли эстетическому воспитанию школьников значительное внимание. Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспит ...

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru