Патриотическое воспитание подростков во внеурочное время

Педагогические практики » Патриотическое воспитание подростков во внеурочное время

Согласно А.К Быкову, патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, в том числе детей и молодежи, на сегодняшний день есть проблемы стратегического и оперативно-организационного характера, требующие решения в рамках всего государства.

Во-первых, существуют значительные риски в эффективности созданной государственной системы патриотического воспитания, поскольку она зиждется на программно-целевом подходе в государственной политике. Суть последнего в том, что государство политически и финансово поддерживает ту сферу жизнедеятельности, которую считает приоритетной. Что произойдет с государственной системой патриотического воспитания, если государство откажет ему в приоритетности и целевом финансировании? Предугадать серьезные негативные последствия такого решения несложно. Пока функционируют госпрограммы, необходимо закладывать условия для того, чтобы комплекс осуществляемых мер по патриотическому воспитанию в министерствах, ведомствах и других исполнителях программ стал традиционно выполняемым объемом деятельности, тогда переход от целевого финансирования к финансированию плановой текущей деятельности не вызовет катастрофического сворачивания всей патриотической работы. Осуществить такой переход будет непросто, поскольку побочный негативный эффект реализуемых федеральных целевых программ виден уже сейчас: многие руководящие должностные лица поддерживают реализацию только целенаправленно финансируемых государством мероприятий.

Во-вторых, управленческий компонент системы патриотического воспитания требует определенной модернизации. В настоящее время на управленческом уровне не обеспечен должный уровень социальной ответственности субъектов патриотического воспитания – исполнителей госпрограммы – за ее выполнение. Только так можно расценивать тот факт, что за 10 лет выполнения двух государственных программ в некоторых субъектах России так и не были созданы органы, ответственные за организацию и координацию работы по патриотическому воспитанию. В ряде регионов к работе по патриотическому воспитанию граждан по-прежнему проявляется отношение как к кратковременной кампании. В данной ситуации речь может идти или о повышении полномочий головного органа – Росвоенцентра, или о возложении функций этого органа на структуру Правительства Российской Федерации или Администрации Президента Российской Федерации. В действующих управленческих механизмах госпрограмм не урегулированы взаимоотношения головного исполнителя с исполнителями, когда он может их реально не привлекать вообще к выполнению мероприятий. На управленческом уровне не обеспечено тесное взаимодействие основных исполнителей мероприятий программ на уровне министерств с научными организациями (РАН, РАО и др.), общественно-государственными (ДОСААФ) и общественными организациями. Имели место недостатки в информировании граждан о ходе выполнения госпрограмм, привлечении их к участию в реализации программ. Так, по результатам социологического опроса, о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–10 годы» была информирована треть россиян (34%), в том числе 6% хорошо знали об этом и 28% что-то слышали. Не знали о программе – 62%. Большинство опрошенных (86%) указали, что в течение последнего года ни они сами, ни члены их семей не участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках госпрограммы по патриотическому воспитанию.

В-третьих, развитие государственной системы патриотического воспитания нуждается в более тесной сопряженности с другими направлениями государственной политики, в первую очередь, социальной, молодежной и образовательной. Важно, чтобы идеологические по своей сути мероприятия госпрограммы патриотического воспитания опирались на активную государственную социальную политику улучшения материального благосостояния граждан России, повышения уровня социально-правовой защищенности детей и молодежи (защита от насилия, правовые гарантии получения качественного образования, трудоустройства, обеспечения социального и физического здоровья), создающие у них уверенность в завтрашнем дне, возможность реализовать свой личностный потенциал, ценностную самоидентификацию. Развитие государственной молодежной политики и политики в области патриотического воспитания молодежи должно иметь общую плоскость – создание благоприятных условий для активной интеграции подрастающего поколения в социум, его активного вовлечения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем современного российского общества. Государственная образовательная политика и политика в области патриотического воспитания предполагают интеграцию как по общей цели воспитания патриотизма, так и по формированию конкретных сущностных признаков патриотизма: знания истории своей Родины, уважения к прошлому, к традициям и обычаям своего народа; уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремления к укреплению могущества своей страны, готовности к защите Родины, содействия прогрессивном) развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов. Государственная политика в области патриотического воспитания должна быть представлена в содержании всей внутренней политики государства, всех смежных направлений государственной политики: образовательной, социальной и др. Только к федеральным и региональным целевым программам государственную политику по патриотическому воспитанию молодежи свести нельзя, это заведомо малоэффективный путь; эти программы могут быть действенными только при условии дополнения, а не замещения своими адресными мероприятиями всей внутренней государственной политики по укреплению могущества страны, повышению благосостояния населения, созданию благоприятных условий для самореализации молодежи, развитию ее патриотического сознания и поведения.

В-четвертых, перед государственной системой патриотического воспитания граждан России на уровне подсистемы патриотического воспитания школьников и студентов в образовательных учреждениях стоит несколько проблем. Необходимо решать задачу создания системы патриотического воспитания в каждом образовательном учреждении, повышения эффективности функционирования этих систем. При этом важно исходить из установки, что система патриотического воспитания в каждой школе имеет свои особенности, свои ведущие системообразующие элементы, вытекающие из ее специфики, сильных сторон (мощный кадровый потенциал, славные традиции, стимулирующая социальная среда и др.). [

1

]

В содержательном плане сложный характер приобретает интеграция патриотического воспитания с другими видами воспитания, особенно с духовно-нравственным, гражданским и правовым. Научные и практические основания такой работы заложены в недавно утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой патриотизм отнесен к базовой национальной ценности .

Требует усиления работа, исходя из базовых признаков патриотизма, по глубокому изучению в образовательных учреждениях прошлого своей Родины, традиций и обычаев своего народа, истории Родины, обычаев и культуры других народов. Остается актуальной задача повышения потенциала патриотического воспитания в учебном процессе образовательных учреждений, при проведении уроков со школьниками и учебных занятий со студентами. В актуализации патриотических идей нуждаются, прежде всего, курсы истории, обществознания, литературы – в школе, политологии, социологии, культурологии, истории – в вузах. Не может считаться нормальным, когда на изучение Великой Отечественной войны 1941–45 гг. в школе за весь период обучения отводится 16–20 ч. [

3

]

С точки зрения Быкова А.К. в современных проблемах в молодежной среде особую актуальность приобретает формирование межэтнической толерантности, профилактика нетерпимости и экстремизма, целенаправленное формирование правовой культуры у учащейся молодежи. Важна акцентуация внимания и на теоретическом аспекте: в многонациональной стране, каковой является Россия, патриотом можно считать только того, кто уважительно относится к культуре, обычаям, правам человека другой национальности, другого вероисповедания. В патриотическом воспитании учащейся молодежи требуется еще более тесное сотрудничество государства, школы, семьи, общественных организаций, всех институтов гражданского общества. Семья на деле должна стать партнером государству в патриотическом воспитании детей и молодежи, а школа – интегрирующим центром совместной деятельности государства, семьи и общественных организаций. [

1

]

В-пятых, по его мнению, в плане развития субъектного элемента системы патриотического воспитания требует продолжения работа по укреплению методической базы, что позволит повысить профессиональную компетентность организаторов патриотического воспитания. Все еще нельзя считать решенной проблему разработки и издания комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания. Речь идет и о необходимости увеличения тиражей литературы, издаваемой в рамках Государственной программы патриотического воспитания, грантов Министерства образования и науки по проблемам патриотизма, перевод этой литературы из разряда кулуарной в разряд массовой. Практика, когда финансируемая на конкурсной основе разработка научной и учебно-методической литературы ограничивается ее изданием в 100 – 300 экземпляров, не оправданна. Разрабатываемая литература в обязательном порядке должна рассылаться в центральные библиотеки, профильные институты РАН и РАО, крупные вузы, институты повышения квалификации работников образования. Особое внимание должно быть уделено качеству повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений по реализации программ и методик духовно-нравственного и патриотического воспитания детей непосредственно в своих учреждениях (курсовая подготовка, научно-практические семинары и семинары-практикумы, конкурсные проекты). [

1

]

В-шестых, на уровне системного восприятия содержания и организации патриотического воспитания путем реализации государственных программ важно преодолеть в общественном мнении сложившееся представление о их центрированности на военно-патриотические вопросы. Такое мнение, как правило, возникает после ознакомления с приложениями госпрограмм, где определены основные мероприятия по их реализации. Так, в госпрограмме на 2006–10 гг. в разделе «Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России» (другие – по отношению к празднованию 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–45 гг.) предусмотрено 10 мероприятий, 6 из которых напрямую, а 4 косвенно связаны с военно-историческим прошлым нашей страны. Памятные даты из жизни наших выдающихся представителей культуры, патриотов России остаются за рамками финансирования госпрограмм, тем самым не пропагандируют идею гражданского служения Отчизне. [

1

]

В-седьмых, по-прежнему актуальной остается проблема воздействия СМИ на функционирование государственной системы патриотического воспитания. Реальность такова, что многие СМИ, будучи государственными по форме собственности, не относят себя к государственной системе патриотического воспитания, дистанцируются от патриотической работы, а иногда и в различных формах ей противодействуют. В такой обстановке важна поддержка СМИ, участвующих в пропаганде патриотизма, взявших на себя социальную ответственность за эту крайне сложную деятельность. [

1

]

В работе Прониной Е.И. сказано, что показатели патриотического сознания свидетельствуют о наличии противоречия между традиционными и современными установками в процессе формирования гражданской позиции молодёжи. Современная школа по-прежнему пользуется стандартным традиционным набором средств для воспитания гражданина и патриота. Это влияет на существующие различия в формировании моделей мировоззрения студентов и школьников. [

21

]

На семинар – совещании было обсуждён проект «Всероссийская вахта памяти», который действует с 2013 г. В него включатся доработка такого вопроса как система духовно – нравственного воспитания в контексте истории и традиции русской народности, а также истории и традиции других этносов, проживающих на территории России. [15]

Новости образования:

Разработка методического обеспечения для работы со структурным типом данных массив
Чтобы любую новую задачу решить с применением компьютера, необходимо предварительно создать соответствующую компьютерную программу. Технологический процесс разработки программы решения задачи включает следующие этапы [5]:1) построение информационной модели задачи;2) разработка алгоритма решения зад ...

Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном процессе
Посмотрим на фотографии школьников. Фото № 1: дети рисуют на асфальте. С точки зрения предметной, это бессмысленное и неприличное занятие, ибо рисунок не сохранится, нарисовать не удастся аккуратно, гигиенические нормы явно нарушаются. Но смысл данного занятия выходит за пределы предметного рисован ...

Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника
В ходе исследования потребовалось определить содержание таких понятий как «внимание», «свойства внимания», «познавательная активность», «познавательная деятельность». Несмотря на значимость внимания, психологи до сих пор не определились с трактовкой понятия «внимание». Так отечественный психолог Р. ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru