Среди учащихся 10-го класса был проведен тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами.
Тест предназначен для выявления умения выполнять основные логические операции над геометрическими фигурами (аналогии, классификации, построение закономерности) и рассчитан на работу с учащимися старших классов, студентами математических факультетов.
Материалом заданий являются плоские геометрические фигуры (углы, многоугольники, окружности, комбинированные формы).
Данные тестирования могут использоваться преподавателями математики, практическими психологами для отбора в математические классы и школы для разработки коррекционных обучающих программ в целях дифференциации учащихся.
Тест предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста; позволяет выявлять индивидуально-психологи-ческие различия в овладении логическими операциями с геометрическими объектами. Он содержит три набора заданий (субтестов) на выполнение «аналогии», «классификации», «закономерности построения» геометрических объектов, в качестве которых выступают углы, треугольники, четырехугольники, неоднородные «комбинированные фигуры». Каждый субтест состоит из 12 вариантов заданий, отличающихся усложнением материала.
Как уже отмечалось, предлагаемый тест может быть использован для диагностики умственного развития учащихся. Критерием этого развитая служит успешность (правильность) выполнения логических операций: «аналогии», «классификации», «закономерности построения» геометрических объектов. Работа с тестом предполагает, что испытуемый знает основные признаки (свойства) геометрических фигур, умеет ими пользоваться. Однако тест не предусматривает проверку программных требований к усвоению учебного материала (знания теорем, аксиом, правил решения задач и т.п.). Он не ориентирован также на проверку графических знаний, умений. Все задания теста даются в готовом виде. Испытуемый выполняет требуемые логические операции, опираясь на восприятие объектов (в виде плоскостных изображений), заданных графически.
Выполнение заданий теста предполагает мысленное преобразование геометрических объектов. Однако содержание и характер этих преобразований теста не определяется построением задания. Поэтому испытуемый может придти к правильному ответу, используя различные мысленные преобразования. При групповом тестировании определяется количество правильно выполненных заданий в целом и в каждом субтесте отдельно. Учитывается также время, затраченное на выполнение, как отдельного задания, так и общего их объема. При индивидуальном тестировании можно оценить не только результативность выполнения заданий теста, но и сам процесс работы. Например, установить, как выполняет испытуемый геометрические преобразования объектов: ориентируется на изменение величины, пространственного положения объектов, осуществляет повороты, достраивание фигуры, произвольно выделяет вписанные и описанные фигуры, меняет соотношение «фигуры и фона» и т.д. Получение таких сведений о работе испытуемых важно для выявления их индивидуальных возможностей для построения коррекционного обучения. Однако это связано с использованием дополнительных методов: специально организованной беседы, контролем за каждым этапом выполняемого преобразования, их анализом, что не может (и не должно) обеспечиваться групповым тестированием.
Новости образования:
Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
Процесс полового созревания сопряжен с глубокими морфофункциональными перестройками в организме, протекающими постепенно и поэтапно. Выделяют пять стадий полового созревания: три из них приходятся на подростковый возраст, четвертая и пятая относятся к периоду ранней юности. Каждая из этих стадий ха ...
Особенности использования аутентичных материалов лингвострановедческого
характера как средства обучения общению
В соответствии с требованиями образовательного стандарта «…образование средствами иностранного языка предполагает знание о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка (лингвострановедение, страноведение)…, включение школьников в диалог культур…, знакомство с достижениями национал ...
Этапы информатизации российского образования
Первый этап - 2001 год. Инициирующая поставка программно-аппаратного обеспечения в сельские школы. Подготовка учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период. Второй этап ...