Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития

Педагогические практики » Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития » Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития

Страница 1

С каждым годом растёт число детей так называемой группы риска. Л.В.Кузнецова в 2001 году приводит следующие данные: в настоящее время не менее чем у 25% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, отмечается повышенная нервность, 42% имеют те или иные психосоматические проблемы [35, с.120 ].

В работе В.И.Лубовского ''Обучение детей с задержкой психического развития'' [25] в 1994 году отмечено, что '' среди стойко неуспевающих младших школьников около 50% составляют дети с ЗПР.'' Эти сведения подтверждаются и в исследованиях многих других учёных, таких как Т.А.Власовой, Ю.Г.Демьянова, С.В.Зорина, Л.И.Переслени, Е.С.Слепович.

Так, в 2001 году Н.М.Назарова указывает на то, что "большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как "дети с задержкой психического развития". Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди неуспевающих младших школьников".[34 ]

Таким образом, задержка психического развития является распространённой слабовыраженной аномалией развития.

Всплеск общественного и государственного интереса к неуспевающим детям приходится в России, как и во всех странах мира, на момент реального введения обязательного начального образования. (1908 г.)

В конце 50-х – начале 60-х годов в условиях большого объёма образовательного стандарта число неуспевающих детей оказалось столь велико, что НИИ Дефектологии АПН СССР начало проводить систематические медико-психолого-педагогические исследования, направленные на изучение общего и специфического в развитии детей с трудностями в обучении, умственно отсталых детей и нормально развивающихся. К этому времени такими исследователями как Т.А.Власовой, В.И.Лубовским, К.С.Лебединской, Г.Е.Сухаревой был накоплен значительный опыт дифференциальной диагностики и обобщён зарубежный опыт изучения школьников этой категории.

В результате этого была выделена особая категория младших школьников - дети с задержкой психического развития. Этот термин появился впервые в 80-е годы и был предложен Г.Е.Сухаревой [34].

В настоящее время понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми [ 5 ].

К рассматриваемой группе относятся дети с церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также перенёсшие в раннем детстве тяжёлые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности нервной системы. У значительной части детей этой группы органическая недостаточность центральной нервной системы связана с перенесённой в раннем детстве травмой мозга. Сюда же следует отнести и детей с патологическим развитием личности по невротическому типу с явлением психической тормозимости, психогенной инфантилизации. У детей с задержкой психического развития наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений. [34]

В практике работы с детьми с задержкой психического развития наиболее широко используется классификация К.С.Лебединской (1980 г.), разработанная на основе этиопатогенетического подхода к данной категории детей. В соответствии с данной классификацией различаются четыре основных варианта задержки психического развития: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.[1, 25 ]

Особые случаи задержки психического развития связаны с проблемой микросоциальной, или педагогической запущенности. Длительная недостаточность информации, условия интеллектуальной и эмоциональной депривации могут привести к задержке интеллектуального развития ребёнка и со здоровой нервной системой. Однако и психологическая структура нарушения, и прогноз в этом случае будут иными, чем при задержке психического развития церебрально-органического генеза. [ 15 ]

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Диагностика исходного уровня развития внимания и интереса к русскому языку у младших школьников
Исследование проводилось в 3 классе «а» школы № 55 г.Новокузнецка. Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить исходный уровень развития внимания и интереса к русскому языку. Для выявления уровня развития внимания нами использовались следующие методики: Методика № 1 «Корректурная проба» Метод ...

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Формы, методы и средства социально-педагогический работы с трудными подростками Дома культуры
В сельской местности наблюдается проблема, где досуг трудного подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации трудных подростков снижение возможностей для их воспитания по месту жительства прив ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru