Влияние Владимирской иконы на другие иконографические типы - Иконы с клеймами

Педагогические практики » Урок по истории и иконографии иконы Владимирской Божьей Матери » Влияние Владимирской иконы на другие иконографические типы - Иконы с клеймами

Страница 1

В 15- 16 веках в русском искусстве получают распространение иконы Владимирской Богоматери со сценами жития в клеймах. Так Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий (с показом видеоряда):

- «Сказание о Владимирской иконе» - В 1-й трети XVII в. царскими мастерами был создан список Владимирской иконы, который повторяет иконографию оригинала после поновления в 1514, вставленный в раму с 26 клеймами сказания, предназначенный для церкви Ризположения в Московском Кремле. В клеймах рамы подробно иллюстрированы основные сюжеты сказания от написания иконы евангелистом Лукой (клеймо 1) до благодарственного молебна (клеймо 26).,

- «Владимирская икона с акафистом»,

- «Сретение Владимирской иконы»,

- «Древо государства российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым),

- а также его Икона Владимирской богоматери из Флорищевской пустыни. Середина 17 века. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника. (ПОКАЗАТЬ).

Рассказ об иконе Владимирской богоматери из Флорищевской пустыни.

Иларион, митрополит Суздальский способствовал прославлению местночтимой Флорищевской Владимирской иконы Божией матери. Пресвятая Богородица по молитвам Илариона неоднократно защищала обитель при нападениях разбойников в 60-70-х гг. XVII в. По заказу Илариона его двоюродный брат иконописец Симон Ушаков, написал для монастыря 2 иконы Божией Матери: Владимирскую с избранными святыми и Успения. Каждый год Владимирскую икону вместе с образом Успения носили крестным ходом по Гороховецкому и Вязниковскому уездам.

Небольшой перерыв на проведение электровикторины «Православие», раздел Иконы Богородицы.(5-7 мин.)

- Ребята, а как же икона попала на Русскую Землю?

Историю иконы рассказывает учитель и нескольких подготовленных ребят.

Рассказ сопровождается иллюстрациями.

До 450 г. икона , находилась в Иерусалиме, а при византийском императоре Феодосии Младшем ее принесли в Константинополь. В первой половине XII века Константинопольский патриарх Лука Хризоверх прислал пречистый образ Царицы Небесной в дар великому князю Юрию Долгорукому. В Киеве икону поставили в церкви женского монастыря в Вышгороде, который в древности был удельным городом благоверной княгини Ольги.

В Вышгородской обители икона Пресвятой Богородицы трижды сходила со своего места. Сначала ее увидели стоящей посреди церкви, взяли и перенесли в другое место. Второй раз увидели Пресвятую Богородицу, обратившуюся лицом к алтарю и говорящую, что Она хочет стоять в алтаре. Поставили икону за престолом, но в третий раз увидели Ее не у престола, а отдельно стоящую .

В 1155 г. великий князь Юрии Долгорукий отдал Вышгород в удел своему сыну Андрею, до которого вскоре дошел рассказ о чудотворной иконе, не желавшей пребывать на поставленном месте. И подумал князь: - «Не в Суздальской ли земле угодно ей пребывать?». Давно уже замыслил он удалиться в Ростовскую землю и там утвердить свое владение, не зависимое от Киева. Уйти он решил тайно, без согласия отца, и икону взял тайком, ибо добровольно жители не расстались бы со своей святыней. Направляясь в Суздальскую землю, князь Андрей взял не только Владимирскую икону Божией Матери, но и меч святого князя-мученика Бориса - его кровного родственника. (Показать изображение Андрея Боголюбского).

По пути в Роство-Суздальскую землю князь Андрей не раз совершал перед иконой молебствия и видел от нее много чудес. Так, однажды подъехал он с проводником, взятым из Киева, к реке Вазузе, и увидели они эту реку сильно наводнившейся. Князь послал проводника испытать брод, но только тот вошел в воду, как тотчас погрузился на дно. Со всем усердием взмолился благочестивый князь образу Приснодевы Марии: «Повинен я буду в смерти этого человека, если Ты не избавиши!» - и молился так долгое время. Внезапно из реки явился человек на коне, с батогом в руке, и выехал на берег. Князь очень обрадовался, щедро одарил проводника и отпустил его. Это было первое чудо от иконы Пресвятой Богородицы.

На реке Клязьме жители с великой радостью встретили прибывшего из Владимира князя, после чего он отправился в Ростов. Но примерно в десяти километрах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, на которых везли чудотворный образ, вдруг остановились как бы от чрезмерной тяжести, превышавшей их силы. Тогда запрягли других, и еще несколько раз переменяли лошадей, но при всех усилиях они не могли сдвинуться с места. Дивился народ этому чуду, а князь принял это за знамение - что Сама Богоматерь избрала место это как Боголюбимое.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Становление художественных школ в России
Необходимость в художественном образовании очень ярко ощутилась в XVIII веке, в частности, при правлении Петра I. Связано это с преобразованиями, осуществленными царем-реформатором. Строительство новой столицы предполагало участие архитекторов, скульпторов, художников. Именно они должны были подари ...

Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...

Характеристика игровых технологий
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии. Понятие «игровые педагогические ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru