Влияние Владимирской иконы на другие иконографические типы - Иконы с клеймами

Педагогические практики » Урок по истории и иконографии иконы Владимирской Божьей Матери » Влияние Владимирской иконы на другие иконографические типы - Иконы с клеймами

Страница 3

В 1173 г., когда князь Андрей был злодейски убит, в Боголюбове и во Владимире начались распри и грабежи. Тогда священник Николай в полном церковном облачении и с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери прошел по улицам города, после чего беспорядки немедленно стихли.

После смерти князя Андрея много находилось охотников завладеть святыней. Побывала Владимирская икона Пресвятой Богородицы в руках рязанского князя Глеба, страшной опасности подвергалась она, когда в феврале 1237 г. орды татар ворвались во Владимир. Тогда образ Владимирской Божией Матери лишился своего драгоценного оклада, но остался целым и невредимым «по благодати Богоматери, неотъемлемой от Ее иконы в уверение благочестия и на соблюдение земли Русской». По преданию долго всматривался в скорбный лик Богоматери сам хан Батый и, не выдержав Ее взгляда, вышел из храма.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы— это великий символ, через который осуществлялась и будет вечно осуществляться связь между многими поколениями православных христиан: от времен, когда этот чудотворный образ совершил многовековое путешествие по святым местам от Иерусалима до Царьграда и в XII в. прибыл в Киев. А на Руси чудотворная икона повторила тяжелый и славный путь русского народа — из Киева во Владимир, а потом в Москву, где чудотворный образ Божией Матери тоже прославился многими знамениями для спасения отечества.

Торжественная встреча Владимирской иконы Божией Матери в Первопрестольной совпала с трудным для Московского государства временем. В 1395 г. в пределы земли Русской вступила армия Тамерлана, создавшего огромную империю, простиравшуюся от Каспия до Маньчжурии. Там, где проходила его армия, оставались лишь развалины, пепелища и горы черепов. Полки Тимура разорили верховья Дона, захватили город Елец и двинулись на Москву.

И повелел великий князь Василий Дмитриевич принести святую икону из Владимиpa в Москву. Десять дней продолжался путь: все это время по сторонам дорог стоял народ и, протягивая руки к образу Пречистой Девы Марии, молил «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». В Москве икону ждала торжественная встреча: крестным ходом все духовенство, великий князь и челны его семьи, бояре и простой народ вышли за город на Кучково поле и, встретив чудотворную икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.

А потом великий князь с наскоро собранным войском вышел навстречу врагу. Всю страну охватило тревожное ожидание: воины готовились к схватке, монахи возносили молитвы Господу . Уповая больше на помощь Божию, чем на свои силы, князь усердно молился вместе со своим воинством и всем народом Господу и Его Пречистой Матери. И решающая битва не состоялась! В тот самый день и час, когда из Москвы доставили Владимирскую икону Божьей Матери, Тамерлан, отдыхавший в своем шатре, увидел во сне большую гору. С ее вершины шло к нему множество святителей с золотыми жезлами в руках, а над ними, в лучезарном сиянии — Царица в багряных ризах и в неизреченной славе Своей, окруженная множеством ангелов с пламенными мечами. Тамерлан в ужасе проснулся и, созвав мудрецов и предсказателей, потребовал от них объяснить это видение. И они отвечали, что виденная им Дева — есть Матерь Бога христианского, защитница земли Русской. «Если такова у них Помощница, тогда мы не одолеем их. Напрасно шли мы на них и без успеха трудимся теперь, потому что если только одного из предстоящих пошлет Она против нас, то один победит нас всех, так что не найдем и места, куда бежать», — сказал грозный повелитель и приказал своим войскам поворачивать обратно в степи.

В память этого события в Москве был устроен Сретенский мужской монастырь на Кучковом поле — месте, где москвичи встретили чудотворную икону из Владимира.

Такая же благодатная помощь от Владимирской иконы Божией Матери была явлена и в 1408 г. против ордынского хана Едигея, подступившего к Москве, когда там не было ни князя, ни митрополита. Жители столицы не переставали слезно молиться Заступнице Небесной, а хан Едигей уже готовился к осаде города. Но в это время он получил известие о возмущении в Орде и поспешно удалился от Москвы.

В 1451 г. к городу подступил ногайский царевич Мазовша: татары уже подожгли посады и радовались, что у них будет много пленников и золота. Во время пожара святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города, так как храбро сражавшиеся москвичи в одну из ночей ожидали нового приступа. Но утром врага под стенами города не стало: он бежал от Москвы, захватив только легкие повозки. По рассказам летописей, завоеватели ночью услышали необыкновенный шум и решили, что это великий князь идет на них с множеством войска.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Значение физической культуры в школьный период жизни
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития ...

Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения
В современных условиях вариативного начального образования проблема перехода к обучению в среднем звене встает особенно остро. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных организационно-пси ...

Сущность упрямства и особенности его проявления
В «Большом толковом психологическом словаре» упрямство определяется как крайняя, неуступчивая форма поведения человека, не поддающаяся уговорам, настаивающая на своем. [38, 546] Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства, является Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльз ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru