Что чем делают: ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу.
Оценка активного словаря:
5 баллов – правильно называет от 227 до 274 слова
4 балла – правильно называет от 179 до 226 слов
3 балла – правильно называет от 131 до 178 слов
2 балла – правильно называет от 83 до 130 слов
1 балл – правильно называет от 35 до 82 слова
II Исследование словаря синонимов и антонимов
1. Исследование словаря синонимов
Цель: Исследовать словарь синонимов.
Процедура: Логопед называет словосочетания, ребенку предлагается заменить их близкими по значению.
Инструкция: «Послушай внимательно и подбери слово, близкое по значению».
Материалом исследования являются слова:
Огромный, радостно, сообразительный, печалиться, смелый, горе, доктор, глядеть, плясать, скакать.
Оценка называния синонимов:
5 баллов – подобрал синонимы к 9 – 10 словам
4 балла – подобрал синонимы к 7 – 8 слов
3 балла – подобрал синонимы к 5 – 6 словам
2 балла – подобрал синонимы к 3 – 4 словам
1 балл – подобрал синонимы к 1 – 2 словам
2 Исследование словаря антонимов
Цель: Исследовать словарь антонимов.
Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению.
Инструкция: «Послушай слова и подбери слово-«неприятель»».
Материалом исследования являются слова: большой, слабый, хороший, грустный, узкий, день, бежать, радость, громко, низко.
Оценка называния антонимов:
5 баллов – подобрал антонимы к 9 – 10 словам
4 балла – подобрал антонимы к 7 – 8 словам
3 балла – подобрал антонимы к 5 – 6 словам
2 балла – подобрал антонимы к 3 – 4 словам
1 балл – подобрал антонимы к 1 – 2 словам
III Исследования семантической структуры слова и лексической системности
Источник: методика Архиповой Е.Ф. [2]
Цель методики: исследование семантической структуры слова.
Классификация предметов
Цель: Исследовать умение классифицировать предметы по группам.
Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению.
Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».
Материалом исследования являются группы предметных картинок с изображением:
1 гр.: мебель- насекомые; 2 гр.: посуда- звери; 3 гр. дикие животные-домашние животные; 4 гр. птицы-насекомые
1 гр. стол, бабочка, шкаф, диван, паук, жук
2 гр. тигр, тарелка, заяц, волк, чашка, кастрюля
3 гр. лиса, заяц, кошка, медведь, собака, корова
4 гр. бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь
1 балл - знает значения отдельных слов, обозначающие предметы, с которыми часто встречается
2 балла - знает значения небольшого количества слов, обозначающий предмет, действие, с которыми часто встречается или имел опыт действия, использует при активизирующем воздействие небольшое количество слов
3 балла - знает значения многих слов, связывает их с конкретными значениями, явлениями, в активной речи использует их малоактивно, преимущественно под влиянием взрослого
4 балла - знает значения довольно большого количества слов, связывает их с конкретными объектами и явлениями
5 баллов - обладает довольно большим словарным запасом, выводящим за пределы непосредственного жизненного опыта, в активной речи использует довольно много слов
Уровень сформированности пассивного и активного словаря, словаря синонимов и антонимов, семантической структуры слова определяется на основе полученных баллов за задания на исследование данной функции.
Новости образования:
Работа с учебниками физической географии
Свою роль приемы учебной работы могут выполнить в полной мере при условии, если они будут представлять собой систему. Под такой системой следует понимать совокупность, приемов учебной работы, обеспечивающих формирование поставленных целей обучения и воспитания. Она представляет собой составную част ...
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития
речи
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поск ...
Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму
музыкального искусства России – пение
В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIII века развивалась в этом направлении. Обучение детей на Руси проводилось в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах начиная с 6-7 лет. Великий князь Владимир привез и ...