Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах

Страница 2

Познавательные

сообщения ‑ это такие, ожидаемый результат от которых ‑ расширение знаний и углубление понимания партнёрами по общению друг друга, окружающей действительности, житейских и научных фактов, понятий и теорий.

Мотивационно-личностные

сообщения ‑ это такие, ожидаемый результат от которых выражается в появлении у другого мотивов деятельности и эмоционально-личностного отношения к томy, что в сообщении содержится, или к другим предметам и явлениям жизни (похвала, порицание, демонстрация восхищения, удивления, огорчения и различного рода оценочные суждения).

Ожидаемый результат от инструментальных

сообщений ‑ снятие у партнёра по общению состояния неопределённости при выборе действий и организация самих действий и поступков (рекомендации, советы, инструкции, указания, распоряжения и приказания) [62], [63].

В любом человеческом сообществе межличностное общение предоставляет неограниченные возможности для взаимного обогащения входящих в них людей. Не случайно французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение поистине настоящей роскошью. Когда же сообщество включает в себя людей различных национальностей, то эта роскошь многократно возрастает, ибо представитель каждого этноса концентрирует в себе какую-то часть богатств культуры своего народа, во многом отличной от культуры других народов. Эти богатства и отличия кристаллизовались в народах в течение многовековой истории их развития, а каждый его представитель несёт в себе культуру своего этноса в форме «коллективного бессознательного» (К.Юнг).

Об особенностях культур разных этносов, населяющих Россию, достаточно подробно написано в книгах современных этнографов, этносоциологов, этнопсихологов и этнопедагогов [4], [6], [7], [8], [13], [14], [15], [16], [25], [26], [27], [29] [30], [31], [35], [36], [38], [39], [46], [47], [50], [64], [68], [73], [75], [82], [83], [84] и др. Составной частью культуры каждого народа являются и их воспитательные традиции. Так, к примеру, И.С.Портнягин описал воспитание якутов в контексте их национальной философии Кут-Сюр и учения Айыы. Это учение – «совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанного народом саха на протяжении всей истории с тыгыновских времен до наших дней. Оно дает возможность народам Севера не только сохранить культуру и особенности этнического характера, но и сочетать их с современностью без отрыва от природы.

Источником учения Айыы явилось устное народное творчество. Устный «моральный кодекс» существовал в сказках, эпосе, пословицах. Молодой человек должен быть скромным, честным с прямым нравом ‑ «подобным огню», мудрым ‑ «мать родит голову, время ‑ мудрость, мудрость ‑ все». Рекомендации учения Айыы учитывают всё, что нужно человеку Севера, ведь этническая педагогика базируется на традиционном образе жизни, любви к природе, что укрепляет национальное самосознание, духовность, то есть «кут-сюр» народа» [88

Говоря о воспитании подростков и юношей среди «оленных» людей (коряков, чукчей и других народов российского Крайнего Северо-Востока), Ю.С.Салин пишет: «Вот как растут и мужают дети кочевников. Если подростка готовят к роли ночного дежурного, его учат бороться со сном. Умение подолгу не спать – главное достоинство пастуха, сонливость – самая постыдная слабость. Чтобы до утра не сомкнуть глаз, мальчик не должен садиться. Отдыхать можно лишь на корточках. Непослушным, изнеженным преподносят суровые уроки. … Взрослые, как только увидят, что ты заснул, уйдут потихоньку сами и табун уведут. Затаятся где-нибудь, не шумят, костёр не разводят. Страшно … Один, всеми заброшенный, такой маленький, слабенький, где искать, куда идти?

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Организация работы школьных творческих объединений
В качестве примера лучше всего привести работу творческого объединения по внеклассному изучению информатики. В настоящее время дисциплина «Основы информатики и вычислительной техники» в общеобразовательной школе начинает изучаться с 7 класса, однако ряд школ практикуют внеклассное и внеурочное изуч ...

Понятие общения, его уровни и виды
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; устано ...

Особенности организации самостоятельных и домашних занятий
Теперь перейдем к содержанию самостоятельных занятий, какие упражнения можно (и нужно) рекомендовать школьникам для самостоятельных занятий. Но прежде нужно выяснить отличие самостоятельных занятий от домашних заданий. Давая задания на дом, учитель говорит школьникам, какие упражнения надо делать, ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru