Рассмотрению вопросов воспитания в полиэтнических сообществах посвятили свои доклады участники ряда научно-практических конференций по проблемам этносоциологии, этнопедагогики и этнопсихологии (международные конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие» в 1995 г. в Якутске; «Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности» в 2008 г в Санкт-Петербурге; «Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона» в 2008 г. в Хабаровске; заочная интернет-конференция «Актуальные проблемы взаимодействия молодежи в полиэтнических регионах России» в 2007 г. в Биробиджане и др.) [3], [4], [73]. Докладчики представляли различные социально-педагогические системы полиэтнического характера – от семьи до региональных систем образования. При этом почти все сходятся во мнении о том, что интериоризация этнических культур личностью и формирование культуры межэтнических отношений происходят не иначе, как в полиэтнических группах и путём межэтнического общения и взаимодействия этносубъектов.
Так, в докладе (статье) Е.А. Лукъяненко из Астрахани рассматриваются особенности воспитания детей в однонациональных и национально-смешанных семьях. Национально-смешанные семьи создаются чаще всего в полинациональных регионах и, по мнению автора, выступают «посредниками между мультикультурным образовательным пространством и ребёнком». «Генетически ребёнок от национально-смешанной пары является носителем сразу двух этнических культур. У него присутствуют задатки, которые необходимо развить в процессе воспитания. Для оптимального развития заложенных задатков необходимы условия, а именно – две соответствующие этнокультурные социальные и информационные среды, а также носители этнокультурной информации – родители». Эта информация передаётся детям не иначе как через вербальные и невербальные средства общения родителей и детей. Речевое общение в этих случаях либо билингвистическое, либо осуществляется на языке доминирующего в мультикультурным пространстве этноса [73; 380-385].
В докладах (статьях) Н.Д.Бузиной из Уфы и Н.С. Маляковой из Пскова представлен опыт организации образования в условиях общеобразовательных школ, расположенных в этнически мультикультурных пространствах. В опыте существенное место отводится организации межэтнического общения и межкультурного взаимодействия педагогов и учащихся в школах и вне школ [73; 413-417; 421-425].
Особенности воспитания в полиэническом сообществе, в отличие от воспитания в моноэтническом, обусловлены рядом обстоятельств, среди которых существенное значение имеют следующие:
сам факт многонациональности состава сообщества;
повышенный интерес каждого члена сообщества к входящим в него представителям других этносов как к чему-то иному, отличному от людей «моей» национальности;
потребности каждого члена сообщества к национальному самовыражению;
возможности для взаимной презентации колорита различных национальных культур, обычаев, традиций;
возможности для взаимного духовного обогащения путём интериоризации каждым членом сообщества специфических особенностей представителей других этносов.
Новости образования:
А.М.Лежандра
Французский математик и педагог А. М. Лежандр является автором замечательного школьного учебника "Начала геометрии", вышедшего в свет первым изданием в 1794 году и переиздававшегося при жизни автора 14 раз. Лежандр весьма существенно менял свою книгу от издания к изданию. При этом больше ...
Методическая разнообразие проблемных заданий
Анализ учебного материала по природоведению по критериям выбора содержания, на котором объективно возможно создание проблемных ситуаций, дает возможность выделить общие группы учебно-проблемных заданий. Они отличаются между собой по содержанию: 1. Проблемные задания на усвоение признаков, свойств, ...
Сущность культуры межнационального общения как качества личности
Обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [58]. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и ...