Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах

Страница 4

Рассмотрению вопросов воспитания в полиэтнических сообществах посвятили свои доклады участники ряда научно-практических конференций по проблемам этносоциологии, этнопедагогики и этнопсихологии (международные конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие» в 1995 г. в Якутске; «Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности» в 2008 г в Санкт-Петербурге; «Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона» в 2008 г. в Хабаровске; заочная интернет-конференция «Актуальные проблемы взаимодействия молодежи в полиэтнических регионах России» в 2007 г. в Биробиджане и др.) [3], [4], [73]. Докладчики представляли различные социально-педагогические системы полиэтнического характера – от семьи до региональных систем образования. При этом почти все сходятся во мнении о том, что интериоризация этнических культур личностью и формирование культуры межэтнических отношений происходят не иначе, как в полиэтнических группах и путём межэтнического общения и взаимодействия этносубъектов.

Так, в докладе (статье) Е.А. Лукъяненко из Астрахани рассматриваются особенности воспитания детей в однонациональных и национально-смешанных семьях. Национально-смешанные семьи создаются чаще всего в полинациональных регионах и, по мнению автора, выступают «посредниками между мультикультурным образовательным пространством и ребёнком». «Генетически ребёнок от национально-смешанной пары является носителем сразу двух этнических культур. У него присутствуют задатки, которые необходимо развить в процессе воспитания. Для оптимального развития заложенных задатков необходимы условия, а именно – две соответствующие этнокультурные социальные и информационные среды, а также носители этнокультурной информации – родители». Эта информация передаётся детям не иначе как через вербальные и невербальные средства общения родителей и детей. Речевое общение в этих случаях либо билингвистическое, либо осуществляется на языке доминирующего в мультикультурным пространстве этноса [73; 380-385].

В докладах (статьях) Н.Д.Бузиной из Уфы и Н.С. Маляковой из Пскова представлен опыт организации образования в условиях общеобразовательных школ, расположенных в этнически мультикультурных пространствах. В опыте существенное место отводится организации межэтнического общения и межкультурного взаимодействия педагогов и учащихся в школах и вне школ [73; 413-417; 421-425].

Особенности воспитания в полиэническом сообществе, в отличие от воспитания в моноэтническом, обусловлены рядом обстоятельств, среди которых существенное значение имеют следующие:

сам факт многонациональности состава сообщества;

повышенный интерес каждого члена сообщества к входящим в него представителям других этносов как к чему-то иному, отличному от людей «моей» национальности;

потребности каждого члена сообщества к национальному самовыражению;

возможности для взаимной презентации колорита различных национальных культур, обычаев, традиций;

возможности для взаимного духовного обогащения путём интериоризации каждым членом сообщества специфических особенностей представителей других этносов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru