Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах

Страница 3

Ученики, даже знакомые с оленеводством понаслышке, обычно оказываются способными, науку осваивают с первого-второго раза».

Или вблизи нерестилищ лосося, где полно медведей, отец посылает подростков искать отбившихся оленей. «Идти боязно, а как отказаться? Что о тебе тогда подумают? За каждым кустом останавливаешься, вслушиваешься, высматриваешь не оленей, а медведей! … Когда на перекочёвке идёшь с грузом, отец то и дело спрашивает: «Не устал?». Но ты же знаешь, что нельзя сознаваться. Проголодался – можно сказать, замёрз – тоже . Но «устал» – слово запретное. Вот и тащишься, спотыкаешься. А отец снова: «Ну, как?». – «Да ничего». – «Ну, тогда пошли дальше». Уже ноги подгибаются, а он опять: «Дальше можешь?» ‑ и в глаза смотрит. – «Могу». – «Ну, а я что-то притомился. Давай отдохнём».

Тяжёлым испытаниям подвергал начинающего взрослый пастух. Но не чрезмерным. … Знал, нельзя злоупотреблять мальчишеским самоутверждением, сломать недолго» [74; 21-22].

Когда же речь идёт о воспитании не только внутри одного этноса, а в полиэтническом сообществе, то имеет значение не только культура каждого этноса, а кросскультурные процессы, взаимообмен культурами.

Для каждого члена полиэтнического сообщества даже отличный от своего внешний вид, не говоря уже о культуре, свойственной другим этносам, всегда вызывают любопытство и интерес. Подтверждением тому является проявление интереса, особенно со стороны детей и молодёжи, к иностранным делегациям и представителям других национальностей, которые зачастую при появлении в тех или иных населённых пунктах оказываются в сопровождении группы, а иногда толпы детей и подростков, да и взрослых из местных жителей.

Даже спонтанное межэтническое общение способно производить значительное взаимное духовное обогащение членов полиэтнического сообщества, но гораздо успешнее это обогащение может быть при воспитании – специально организованном общении такого рода. Решающую роль воспитания в приобщении индивидов к культуре своего этноса подчёркивают практически все специалисты в области этнографии, этнологии, этнопедагогики и этносоциологии. «Каждый из нас, как представитель своего народа, ‑ пишут Ю.В.Бромлей и Р.Г.Подольный, ‑.носитель огромного комплекса этнических его особенностей. Они, естественно, не передаются по наследству (в отличие от деталей внешнего облика). Мы перенимаем их большей частью ещё в детстве у родителей и других взрослых, у сверстников. Принадлежность человека к тому или иному этносу определяется, в конечном счете, воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он оказался» [13; 30]. Своё суждение авторы относят преимущественно к этнической самоидентификации внутри моноэтнической среды.

Воспитание индивидов в пределах моноэтноса изначально является предметом исследования этнопедагогики ‑ части педагогической науки, исследующей закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. «Этнопедагогика, ‑ определяет автор одноимённого учебного пособия В.С. Кукушин, ‑ представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа» [39; 5]. В данной же брошюре речь идёт о той ветви этнопедагогики, предметом исследования которой являются воспитание в условиях межэтнических взаимодействий полиэнических сообществах, образующихся путём диффузного взаимопроникновения различных этносов и представляющих собой суперэтнос. Последнее рассматривают далеко ни все книги по этнопедагогике. Исключение в этом плане составляет одно из последних учебных пособий для студентов вузов «Этнопедагогика» авторов Л.И. Бережновой, И.Л. Набока, В.И. Щеглова [10]. В этом пособии кроме глав о воспитании в моноэтнических сообществах имеется глава об особенностях межэтнической коммуникации в образовании. В ней авторы определяют понятие «межэтнические отношения» как «субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей», подчёркивают, что полиэтнические объединения формируются вследствие процессов урбанизации и этнической миграции, в результате которых образуются «группировки различных этнических групп коренного и некоренного населения». В пособии обоснован важный принцип межэтнического общения и воспитания – недопустимости в полиэтнических объединениях насаждения социальной дискриминации, притязаний на исключительность и доминирование культуры одного из этносов [10; 108-118]. Восприятие или отторжение одними этносубъектами (индивидами, этническими группами) других этносубъектов и их культуры должно происходить исключительно на добровольной основе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных компонентов в общении
Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей. Невербальная передача информации появля ...

Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом воспитании
Учащиеся 15 – 18 лет проявляют высокую социальную активность, выражающуюся не только в стремлении получить, возможно больше разнообразной информаций и знаний, но и желание участвовать в общественной жизни учебного заведения. [ 30 ] Палагина Н.Н. считает, что чувство взрослости подталкивает подростк ...

Виды текстовой информации
В процессе чтения как «выявления смыслов» возникают объективные трудности, которые порождены спецификой самого текста и тем, каким типом понимания обладает читатель. В тексте, по словам И.Р. Гальперина, содержится три вида информации: · содержательно-фактульная – сообщения о фактах, событиях, гипот ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru