Данная глава посвящена описанию хода и анализу результатов опытно-поисковой работы. Основная цель нашего исследования – апробация диагностики на нескольких детях среднего дошкольного возраста для выявления у них уровня сформированности творческих способностей, чтобы, в дальнейшем, данная батарея тестов была применена в большей группе детей того же возраста.
Основные задачи опытно-поисковой работы:
1. Изучить уровень сформированности творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
2. Разработать комплекс упражнений для развития творческого воображения и мышления детей среднего возраста.
3. Предложить педагогические рекомендации по проблеме развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МДОУ №570 города Екатеринбурга в 2011 году. Детский сад работает по программе «Развитие» Л.А. Венгера. Программа направлена на личностно-ориентированный подход, который предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми, являясь основой творческого развития ребёнка[22]. В опытно-поисковой работе были задействованы несколько детей средней группы.
Уровень развития творческих способностей детей экспериментальной группы изучался в начале учебно-технологической практики (март 2011). Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Результаты подвергались качественному и количественному анализу. После выявления результатов, был предложен комплекс игр и упражнений, направленных на развитие творческого мышления и воображения.
Для изучения творческого воображения и мышления детей были использованы диагностические задания, взятые из методик:
«Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко[25];
Тест Гилфорда (модифицированный)[26, 7]
Для исследования творческого воображения нами была взята методика О.М. Дьяченко - «Дорисовывания фигур».
Материал: карандаш, бумага для рисования, один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Во время одного обследования предлагается один комплект, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Инструкция ребенку - «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они, потому что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Затем ребенку последовательно (по одной) предъявляются карточки с фигурками (приложение 2). После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» — и фиксируют ответ.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): число неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым ребенком обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается никому из них.
Новости образования:
Выбор и обоснование методик развития мнемических
способностей у учащихся
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основ ...
Проблемы формирования образовательной
среды
Историографический аспект проблемы формирования образовательной среды связывается с именами: ● К.Д. Ушинского, выдвинувшего идею о связи школы с жизнью, зависимости направления и содержания общественного развития от последующей деятельности воспитанников; ● Н.И. Пирогова, убеждённого, ч ...
Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков
во внеучебное время
Ильина Т.А внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы. [
9
] Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых в ...