Влияние содержания и приемов преподавания истории на характер познавательной деятельности учащихся

Педагогические практики » Методика повышения эффективности обучения истории » Влияние содержания и приемов преподавания истории на характер познавательной деятельности учащихся

Страница 3

Задание имеет поисковый характер. Рассматривая рисунки, пользуясь сообщенными им теоретическими знаниями, учащиеся не без труда находят, что в соседской общине люди жили уже не сообща, не родом, а отдельными семьями, в своих домах, по соседству друг с другом. Каждая семья имела свой пахотный надел. Этот надел она обрабатывала своим плугом, в результате весь полученный урожай принадлежал семье. Каждая семья имела свое хозяйство, коров и других животных. В общем пользовании соседской общины, как и в родовой, были пастбища, лес, река. Сохранялись и некоторые коллективные работы соседей-общинников. Например, они сообща сооружали каналы и выполняли другие работы.

В результате этой работы учащиеся усваивают не только формируемое понятие, но и взаимосвязи его существенных признаков с конкретными фактами, отражающими специфики образования и деятельности рабовладельческих государств в разных странах древнего мира. Вместе с тем они приобретают начальное умение анализировать новые исторические факты, руководствуясь существенными признаками понятия "рабовладельческое государство".

Большое значение нужно уделять методике наглядно-образного изучения главных исторических фактов в сочетании с обучением приемам понимания сущности фактов.

Такая методика учит школьников умению усваивать внешние стороны фактов в виде четких образов, а их существенные признаки и связи в форме доступных понятий. Ученики учатся видеть и сопереживать волнующие события и явления далекого прошлого, высказывать свое мнение о них.

При изучении внешних сторон исторических фактов следует научить учеников таким приемам, как мысленное реконструирование (восстановление) и графическое изображение по сохранившимся остаткам несложных предметов материальной культуры или деталей; словесное воссоздание целостных картин, исторических событий на основе их наглядных фрагментов, а также материальных предметов или их изображений.

Школьники под руководством учителя, на основе материальных предметов и описаний воссоздают внешний облик древних воинов, картины военных сражений. Это позволяет наглядно представить развитие военного искусства.

Формируя глубокие знания и познавательные умения, эта работа выполняет полезную роль в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Реконструктивная деятельность учащихся нередко связана с экскурсионной работой. Экскурсии стимулируют интерес учащихся к истории Родины, своего родного края, области и повышают качество исторического образования, нравственного и патриотического воспитания школьников.

Такая работа помогает воспитывать чувство прекрасного и уважение к людям, создавшим замечательнейший памятник зодчества. Ученики мысленно воссоздают необходимую картину. Чтобы закрепить ее в памяти учащихся, учитель может предложить воспроизвести мысленно воссозданный пейзажный образ в виде эскизных рисунков.

С целью закрепления последовательности изучения и приемов реконструкции монументальных памятников прошлого учитель предлагает ученикам перечислить этапы и виды работ, позволившие восстановить облик древних построек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Программа элективного курса «Элементы наглядной топологии»
Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов математического профиля. Курс рассчитан на 16 часов, на второе полугодие. Программа элективного курса включает материал об элементах наглядной топологии, которая нашла себе ряд блестящих применений для описани ...

Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем слоненка, идем в гости, варим суп и т.д.). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни ...

Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения
Проанализируем основные вехи российского образования, с XVIII в. по настоящее время. Для того чтобы понять и осознать то, что происходит с нашим образованием на современном этапе развития общества. Система светского образования в России начала складываться при Петре I в XVIII веке. Он наметил основ ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru