Влияние содержания и приемов преподавания истории на характер познавательной деятельности учащихся

Педагогические практики » Методика повышения эффективности обучения истории » Влияние содержания и приемов преподавания истории на характер познавательной деятельности учащихся

Страница 5

Между тем дифференциация фактов, их тщательный анализ, выяснение особенностей и своеобразия дают желаемый образовательно-воспитательный результат лишь, на базе их синтеза и обобщения. Опираясь на обобщенные знания, учащиеся полнее понимают закономерности исторических фактов, их сущность и своеобразие. Происходит обогащение и самих обобщенных знаний, они становятся полнее и конкретнее. Необходима разработка такой методики, которая способствовала бы формированию обобщений и помогала переходу от обобщений к конкретному и многообразному.

Формирование развернутого стереотипного плана на многочисленных примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения, а главное - систематичности, методической продуманности и целеустремленности.

В стереотипном плане слово "стереотипный" подчеркивает устойчивую повторяемость в содержании приема общих существенных признаков однородных исторических фактов (в данном случае крестьянских войн). В развернутом виде стереотипный план можно назвать тезисным, поскольку основные его положения (главные пункты) достаточно подробно раскрыты, конкретизированы, подтверждены необходимыми фактами, как это делается в тезисных записях.

Понятие "тезисный" шире понятия "стереотипный". Стереотипный план - только одна из разновидностей тезисных планов. Тезисными являются также развернутые планы, отражающие существенные стороны, признаки, причины, следствия и т. п. единичных фактов, не имеющих в истории аналогов.

Овладев на ряде уроков приемом составления стереотипного плана после разъяснения понятий "тезисный" и "стереотипный", с помощью соответствующего образца значительная часть учеников довольно быстро усваивает прием составления тезисных планов, отражающих сущность наиболее важных исторических событий. На основе тезисных планов учащиеся учатся составлять развернутые тезисы, пользоваться приемом тезисных записей, который особенно необходим при изучении дополнительной исторической литературы.

Специфические признаки приемов изучения неглавных фактов, будучи усвоенными, оттеняют признаки более сложных приемов образного изучения главных исторических фактов, и это ускоряет усвоение учениками обеих групп приемов.

Усвоив приемы изучения неглавных исторических фактов, учащиеся на уроках любого учителя пользуются ими почти автоматически, не задумываясь над их выбором. Учителю же важно следить, чтобы ученики не переносили эти приемы на усвоение и воспроизведение главных исторических фактов, так как подобный перенос снижает образовательно-воспитательные результаты обучения истории.

Эффективными приёмами изучения цифровых данных являются воспроизведение в тетрадях и осмысленное усвоение графиков и диаграмм, эскизно изображаемых учителем на доске во время изложении содержания урока. Графики и диаграммы ученики воспроизводят в тетрадях тоже бегло, эскизно, не затрачивая на это лишнего времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Будущий социальный педагог оказывается перед проблемой; как, каким путем помочь подростку стать личностью, каким образом предупредить о ...

Многолетний процесс построения спортивной тренировки
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс. Микроцикл – это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. Различаю ...

Сущность развития речи
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овлад ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru