Реконструктивная деятельность учащихся возможна не только на экскурсиях, но и в классе при рассмотрении наглядных средств - учебных картин, рисунков, живописных полотен и др. Воспринимая статичные изображения отдельных эскизов, динамичных событий, ученики на основе сжатой словесной информации и локальных схем, используемых учителем, воссоздают их целостные динамичные картины. Вглядываясь в содержание статичных картин, они силой воображения оживляют их, воспринимают и воспроизводят в виде образов реальных исторических сцен.
При изучении теоретического материала в подростковых классах следует научить учеников таким приемам преобразующей деятельности, как составление различных видов письменных и устных планов, вычерчивания и заполнение логических схем, текстовых таблиц и т.п.
Логически правильный подход к составлению плана очень важен. Ученикам надо помочь составлять планы, отражающие особенности содержания учебного исторического материала.
При анализе работ учащихся над планами по истории учительница выявляет типичные недостатки. Познакомив учащихся с этими недостатками, учитель направляет самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности. Ученики пытаются составить в виде памятки правила работы над планом.
Уточненная и отредактированная памятка в перепечатанном виде вклеивается в тетради учащихся. В последующей работе над планами ученики руководствуются пунктами памятки. Учительница не оставляет их работу без внимания. Планы учащихся систематически подвергаются разбору и уточнению.
Усвоив методические требования памятки, школьники учатся составлять три вида плана: простой, или информативный, подразделяющий неглавные исторические факты по заданной теме на логически взаимосвязанные части; картинный, объединяющий фрагменты исторического образа в целостную картину (примеры обоих видов плана даны в сравнении ниже); план-перечисление существенных признаков важных в образовательно-воспитательном отношении исторических фактов.
Г.А.Прохорова описала методику составления простого, информативного, и картинного планов. Первый составляется при сжатом, конспективном, а второй - при образном изучении исторических фактов. Простой, информативный, план более похож на обычный, дидактический. Его назначение - помочь ученикам запомнить в необходимой логически последовательной связи неглавные факты. Картинный план позволяет усваивать в образной и образно-эмоциональной форме главные, наиболее важные исторические факты.
На практике учителя нередко рекомендуют ученикам составлять информативные планы при изучении не только второстепенных, но и наиболее важных фактов, что является нарушением требований научной методики.
Позднее Г.А.Прохорова описала методику составления более сложного - стереотипного - плана. Учительница отметила, что в курсе истории можно встретиться с множеством однородных фактов (крестьянские войны, революции, реформы и т. п.), которые сочетают общее, особенное и единичное.
Увлекаясь анализом отдельных исторических фактов, разобщенным изучением однородных событий, некоторые учителя мало внимания уделяют синтезу, интегрированию существенных признаков сходных фактов. Поэтому учащиеся усваивают (заметим - и быстро забывают) массу разнообразных сведений об отдельных исторических событиях и явлениях, слабо связанных между собой и не представляющих систематизированного, обобщенного знания.
Новости образования:
Выгоды России от участия в Болонском процессе
Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: ...
Психолого-педагогические
особенности обучения геометрии в старших классах
Результатом обучения математике, прежде всего, является формирование различных видов познавательной деятельности или отдельных её элементов: понятий, представлений, различных умственных действий. Формирование познавательной деятельности непосредственно связано с процессом усвоения, так как процесс ...
Результаты проведенной диагностики
В исследуемой группе у нас получились результаты уровня готовности дошкольников к формированию духовно-творческого потенциала личности, представленные в таблице 1. Таблица 1. Уровень готовности к формированию духовно-творческого потенциала личности дошкольников исследуемой группы № п/п Инициалы реб ...