Сущность упрямства и особенности его проявления

Педагогические практики » Особенности воспитания упрямых детей » Сущность упрямства и особенности его проявления

Страница 1

В «Большом толковом психологическом словаре» упрямство определяется как крайняя, неуступчивая форма поведения человека, не поддающаяся уговорам, настаивающая на своем. [38, 546]

Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства, является Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Островской Л. В., Кряжевой Н. Л. и многие другие отечественные и зарубежные ученые.

Захаров А. И. в работе « Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет. Упрямство-это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо, не потому что ему это сильно захотелось, а потому, что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Упрямство возникает на основе объективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей.[15, 64]

Психологической основой происхождения упрямства является формирующееся чувство "я". Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей. Развитие самостоятельности и активности, умения владеть собой представляет волевой аспект формирования "я", максимально выраженный в 3 года.[40, 256]

На протяжении многих лет, исследовавший эту проблему Захаров А.И., пишет, что пик упрямства приходится на 2.5 года и совпадает с максимально представленным в этом возрасте волевым развитием. Но возможно вторичное появление упрямства в 5 лет. Часто воспитатели и родители, жалующиеся на упрямство детей этого возраста, забывают о заостренной потребности этого возраста в самоутверждении, выражении своего недавно появившегося «Я», о том, что дети уже могут иметь свое отличное от них мнение. Отражающее индивидуальные особенности его темперамента и формирования характера. Когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он так или иначе выражает свое несогласие с препятствиями на пути утверждения своего «Я», и упрямство - один из способов выражения этого несогласия. [15, 65]

Упрямство детей трехлетнего возраста совпадает с кризисом. Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она пишет, что упрямство – это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

Из «беби», которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее и деспотичное, так что сразу весь его облик в ДОУ меняется. В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать воспитателя, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают относительно образов действий, отношений в окружающем мире.[26]

Очень глубоко кризис трех лет описал Выготский Л. С. в своей книге «Психология». Для того, чтобы осмыслить, что происходит в период 3 – летнего возраста, Выготский Л. С. описал все ситуации развития, то есть симптомы кризиса, куда входит и упрямство ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Программа элективного курса «Элементы наглядной топологии»
Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов математического профиля. Курс рассчитан на 16 часов, на второе полугодие. Программа элективного курса включает материал об элементах наглядной топологии, которая нашла себе ряд блестящих применений для описани ...

Речевые упражнения в развитии диалогической речи учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы
Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации. Это можно сделать при помощи речевых уп ...

Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru