Сущность упрямства и особенности его проявления

Педагогические практики » Особенности воспитания упрямых детей » Сущность упрямства и особенности его проявления

Страница 8

Упрямство чаще всего возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей. Сочетание самолюбия и стеничности порождает то, что обычно обозначается как своеволие, своенравие, являющееся, по существу, нормальным вариантом психического развития и приобретающее патологическое звучание только при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств.

По наблюдениям Захарова А. И. было выяснено, что чаще на упрямство детей жалуются воспитатели родиетли, которым необходимо, чтобы дети непрекословно подчинялись их требованиям. Обладаю властным, честолюбивым характером или находясь в болезненно измененном, невротическом состоянии, эти воспитатели разряжают свое напряжение на детях, требуя от невозможного. Их кредо «он должен, обязан» вместо «может», следствием чего и бывает «непобедимое» упрямство, отравляющее на многие годы отношения между взрослыми и детьми.

Иногда упрямство обусловлено особенностями билатеральной регуляции (функционального соотношения правого и левого полушария). Скорее всего, следует думать о некотором доминировании правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука. У этих детей бурно протекает возрастной период самоутверждения.

В другом варианте упрямство проявляется, главным образом, беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в таком поведении, не переживает и не испытывает чувства вины, уговорить его удается с трудом и то лишь на короткое время. Это психопатическая форма упрямства, и здесь требуется не столько психологическое, сколько психиатрическое вмешательство.

Чаще всего наблюдается невротическая форма упрямства, определяемая родителями как «дух противоречия». В отличие от психопатического невротически обусловленное упрямство всегда в той или иной степени сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения. Но, несмотря на это, оно возникает снова, так как носит непроизвольный, болезненный характер, являясь одним из выражений общего функционального расстройства высшей нервной деятельности, возникающего, в свою очередь, под воздействием длительно действующего и неразрешимого для ребенка эмоционального стресса. Функциональные расстройства нервной деятельности при неврозах представлены вначале повышением активности процессов возбуждения и торможения, затем так называемыми фазовыми состояниями мозга: уравнительной, парадоксальной и ультрапарадоксальной фазами.

Повышение под воздействием стресса активности процессов возбуждения проявляется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением мышления и речи, неустойчивостью внимания, разбросанностью и непоседливостью. Чем больше замечаний получает ребенок, тем сильнее он возбуждается.

Упрямство здесь обусловлено общей перевозбудимостью и неустойчивостью внимания, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии и так чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых, ибо оправдать он их еще не в состоянии. Поэтому он начинает делать одно, незаметно для себя переходит на другое занятие, а заканчивает совсем не тем, чем начал. Повышение активности процессов возбуждения более характерно для детей с холерическим темпераментом, когда они превращаются как бы в «дважды холериков» - чрезмерно быстрых, непоседливых и неугомонных.

Если же ребенок обладает сангвиническим темпераментом, он становится «холериком». Подобные изменения поведения не должны ускользать из поля зрения воспитателей, всегда нужно находить их причины.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новости образования:

Внеурочная работа по учебным предметам
Внеурочная работа по учебному предмету — важный компонент системы урочно-внеурочной деятельности школьников. В руках педагога эта работа является эффективным средством обучения, воспитания и развития учащихся. Внеурочную работу по учебным предметам можно рассматривать как условие для реализации инд ...

Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся
В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение т ...

Понятие о технологии. Основные характеристики педагогических технологий
В современной психолого-педагогической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее вместе с достижениями научно- технического прогресса и внедрением в образование «новых компьютерных технологий». В науке появилось специальное направление – технологическое. Это направление зародилос ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru