Сущность упрямства и особенности его проявления

Педагогические практики » Особенности воспитания упрямых детей » Сущность упрямства и особенности его проявления

Страница 9

При преобладании процессов торможения перестают оказывать действие обычные раздражители и нужна дополнительная стимуляция для побуждения ребенка выполнить, то или иное действие. Он как бы спит на ходу, все делает чрезмерно медленно, «копается без конца», зашнуровывает ботинки целый час, вяло тест, отвлекается и не может собраться во время, а иногда сидит, бесцельно уставившись в одну точку. Такой ребенок всегда в числе отстающих, и ему достается больше, ем другим. Воспитатели, выведенные из себя все нарастающей медлительностью, воспринимают ее как вызов, непослушание, упрямство и начинают кричать, угрожать. Но это дает только кратковременный эффект в виде толчка с последующим еще более выраженным торможением.

Упрямство на данной стадии развития невроза представляет собой защитное торможение мозга, предохраняющего его в известной мере от истощения. Торможение более характерно для детей с флегматическим темпераментом и так не быстрых, обстоятельных, которым нужно определенное время для «раскачки», но затем которых трудно остановить, они могут продолжать начатое дело, даже если в этом нет особой необходимости. Заострение при неврозах черт флегматического темперамента под влиянием излишней стимуляции, понуждений и опять же безоговорочных требований воспитателей создает феномен «флегматизма вдвойне» - состояние общей заторможенности и вялости.

У детей с наиболее распространенным сангвиническим темпераментом одновременно существуют повышенная возбудимость и тормозимость. В чем-то они становятся чрезмерно быстрыми, торопливыми, говорливыми и непоседливыми в чем– то излишне заторможенными вялыми сонливыми. Вместе это порождает неустойчивость настроения капризность своеволие и упрямство являющееся фактически симптомами развивающегося невротического заболевания. Возникающие в дальнейшем фазовые состояния коры головного мозга уже безотносительны к темпераменту ребенка, что свидетельствует о большей тяжести нервных расстройств.

В уравнительной фазе происходит ослабление процессов ослабление процессов, как торможение, так и возбуждение, когда ребенку становится все труднее сдерживать и контролировать свои чувства, направлять мысли в нужное русло, при нарастающей утомляемости, вялости, снижении побудительной активности. Нет уже прежней живости, яркости чувств, накала эмоций. Ребенок не может когда нужно возбудиться (ярко и полно выразить свои чувства, например гнев, радость или печаль) и быстро затормозится ( успокоиться, забыться, расслабиться).Все указания он воспринимает пассивно, нехотя, как бы между прочим и быстро о них забывает, что и создает у воспитателей впечатление об упрямом ребенке. Фактически же идет процесс болезненного ослабления общего энергетического потенциала, что и составляет патофизиологическую основу данной фазы.

В следующей пародоксальной фазе процессы возбуждения и торможения как бы меняются местами. Вместо возбуждения возникает торможение (например страх при ответах, скованность при встречах с незнакомыми людьми), а вместо торможения возникает возбуждение ( выход чувства из- под контроля, беспокойство , раздражительность, слезы – то, что обозначается как истерика).

В то же время слабое, но эмоционально положительное воздействие может привести к неожиданному эффекту, когда ребенок словно просыпается и ведет себя как раньше. Говоря физиологическим языком, активизация биоэнергетических систем организма происходит только под воздействием пусть и слабых, но положительных раздражителей, а отрицательные, какой бы они ни были силы, не способны привести к подобному результату. Вот почему бывают безуспешными физические наказания с целью добиться послушания. Родители в данном случае фактически воюют с ветряными мельницами, поскольку «упрямство» на данной стадии развития невроза в виде парадоксальной фазы- это проявление уже выраженного болезненного расстройства. И следовательно, меры здесь нужны в первую очередь не воспитательного, тем более наказующего характера, а лечебно- педагогического: прекращения постоянных «дерганий», непосильных требований и запретов, налаживания эмоционального контакта с ребенком и , конечно, помощь специалиста (психотерапия, гипноз, общеукрепляющие и активизирующие средства).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Новости образования:

Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся
Как известно, наиболее общей характеристикой изменения успеваемости обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости учащихся, который в последнее время часто используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение у ...

Модель опытно- экспериментальной работы
Наше исследование велось во 2-м классе, что соответствует основному этапу формирования коммуникативных умений. Исследовательской базой являлся 2-й класс «А»,школы № 15 г. Орска Опытно – экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем э ...

Психолого-педагогические особенности взаимодействия с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает отношение к объектам растительного и жив ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru