Типы решения творческих задач

Страница 3

-

10

-

-

+

-

-

Итого (%)

0 %

20 %

70 %

10 %

0 %

Экспериментальная группа

1

+

-

-

-

-

2

-

-

+

-

-

3

-

-

+

-

-

4

-

-

+

-

-

5

-

+

-

-

-

6

-

-

+

-

-

7

-

-

-

+

-

8

-

-

-

+

-

9

-

-

+

-

-

10

-

-

+

-

-

Итого (%)

10 %

10 %

60 %

20 %

0 %

Из таблицы видно, что для обеих групп средний показатель в баллах составляет – 3: 70 % в контрольной группе и 60 % в экспериментальной. Рассказы детей не отличались оригинальностью, фразы были банальными, дети с некоторым напряжением объединяли составленные предложения в связный рассказ.

В качестве примера приведем рассказ мальчика, набравшего 5 баллов из экспериментальной группы.

«Разбойник подошел к зеркалу и увидел там вместо себя щенка. Щенок залаял на разбойника из зеркала. Разбойник удивился и хотел погладить щенка. Щенок прыгнул, зеркало разбилось, и разбойник испугался и убежал». Этот рассказ мы оценили в 5 баллов, т.к. для данного возраста ребенка фразы достаточно оригинальны, наблюдается логическое сочетание слов, в каждой фразе используются все три слова.

Другой пример, оцененный в 4 балла.

«Бабушка и клоун живут во дворце. Дворец красивый. Клоун смешит бабушку». В данном рассказе ребенка наблюдается правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.

Пример, оцененный нами в 3 балла, характерный для большинства детей из обеих групп.

«У озера стоит кровать и торт. Торт вкусный. Озеро и кровать большие». Или: «Клоун и бабушка во дворце. Бабушка и клоун во дворце. Во дворце бабушка, клоун». Фразы достаточно банальны, в некоторых предложениях не используются все три слова, рассказ бессмысленный.

Пример, оцененный нами в 2 балла.

«Торт положили на кровать, а на озере дул ветер». В данном предложении два слова логически соединены, а третье нет.

Хочется отметить, что дети из обеих групп несмотря на то, что показали невысокий результат, охотно участвовали в придумывании рассказов, но часто повторяли предложения, услышанные от других детей. Все это говорит о среднем уровне творческого воображения у детей данных групп.

3. Проведение методики «Придумай свою сказку» (по предложенной картинке) позволило получить результаты, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3. Сводная таблица результатов по уровню развития воображения

Уровень развития воображения

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная группа

1

-

+

-

2

-

-

+

3

-

-

+

4

-

+

-

5

-

-

+

6

-

-

+

7

-

+

-

8

-

-

+

9

-

-

+

10

-

-

+

Итого (%)

0 %

30 %

70 %

Экспериментальная группа

1

-

+

-

2

-

-

+

3

-

-

+

4

-

-

+

5

-

-

+

6

-

-

+

7

-

-

+

8

-

-

+

9

-

+

-

10

-

-

+

Итого (%)

0 %

20 %

80 %

Из таблицы видно, что для детей обеих групп характерен низкий уровень развития воображения: 70 % в контрольной группе и 80 % в экспериментальной группе. Как показал анализ сказок, дети в обеих группах не сильно отличались между собой уровнем развития воображения в процессе придумывания сказки. Образы, которыми оперировали дети, являлись отражением непосредственно воспринятого содержания картинки или воспроизведением знакомых сказок с незначительным их изменением. Факты преобразований содержания картинки свидетельствовали о функционировании воображения.

В процессе импровизирования дети наделяли персонажей действиями реалистического содержания. Эмоционально насыщенным был только образ главного героя, что выражалось в словесном обозначении его переживаний, а также в выразительности речи детей.

Характерно, что «авторы» не создавали ситуаций, в которых бы мысленно содействовали герою. Слабое развитие комбинаторной функции воображения не позволяло детям создать сюжет как систему образов, следствием чего являлось отсутствие или текучесть замысла. Воображение детей легко возбуждалось и так же быстро потухало, поэтому «сказки» были очень короткими.

Результаты исследования по всем методикам представлены в таблице 5.

Таблица 5. Сводная таблица результатов по методикам исследования в констатирующем эксперименте

Уровень развития

Дорисовывание фигур

Три слова

Придумай сказку

Контрольная группа

низкий/средний

средний

низкий

%

40% / 50 %

70 %

70 %

Экспериментальная группа

низкий/средний

средний

низкий

%

50% / 50 %

60 %

80 %

На основании результатов констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о том, что в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковый уровень развития.

Для выявления динамики развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста нами был проведен формирующий эксперимент с использованием музыкальных произведений и стимулированием детского сочинительства.

Цель

- развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкального сопровождения.

Задачи:

1. Развивать у детей желание слушать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на содержание музыки.

2. Вызвать у детей творческую речевую активность во время прослушивания музыкальных произведений.

З. Поддерживать стремление детей создавать эмоционально окрашенное содержание собственного сочинения.

4. Изучить влияние музыкального сопровождения музыкальных произведений на развитие творческой вербальной активности у детей средней дошкольного возраста.

В эксперименте участвовало 10 детей экспериментальной группы. Формирующий эксперимент состоял из трех этапов. На каждом этапе решались особые задачи, для чего использовались адекватные задачам методики.

Первый этап формирующего эксперимента.

Первый этап эксперимента был проведен с целью

формирования у детей умения «вслушиваться» в музыкальное произведение, находить в нем вербальные образы, умение выражать свои впечатления в форме небольших рассказов.

Задачи:

1) вызвать у детей интерес к содержанию музыкальных произведений;

2) создать оптимальные условия для проявления творческого воображения детей в процессе прослушивания музыки;

3) формировать у детей умение активно выражать в речи свои музыкальные впечатления.

Основным методом

первой части формирующего эксперимента была игра «Приключения в волшебном лесу», включающая в себя творческие задания — создание вербального рисунка сказочного сюжета. Дети должны были прослушать испанский народный танец «Хабанера» в исполнении гитариста Ивао Судзуки и рассказать о своих впечатлениях, вызванных этим произведением. Им предлагалось закрыть глаза, представить волшебный лес, его обитателей и нарисовать словами увиденную картину.

Выбор именно этого произведения связан с тем, что медленный и четкий ритм танца, яркая смена интонационных моментов создает простор для разнообразных визуальных и речевых импровизаций.

Игра проводилась в виде занятия со всей группой детей. Первая часть - прослушивание с закрытыми глазами. По окончании произведения детей спрашивали, понравилось ли им произведение, если да, то чем. Большинство детей проявили живой интерес к заданию, говорили о том, что им нравится слушать такую музыку. При оценке произведения дети использовали слова: красивая, сказочная, волшебная, живая, вся переливается, бежит, как вода в ручейке.

Затем детям предложили прослушать произведение еще раз и представить, о чем оно. «Закройте глаза и расскажите, какие картины вы увидите, слушая музыку».

Картины, «увиденные» детьми, получились интересные, красочные.

Пример. Девочка, при прослушивании музыкального произведения, «увидела» волшебного коня: «Он весь светится, переливается. Он поэтому живет у Бабы Яги, она его заперла. Но пришел Царевич и спас его. А еще я вижу, как льется вода в речке, там живут русалки, они могут поймать и утащить на дно. Они хотели и Царевича утащить, но его конь спас». А потом добавляет: «Это вообще очень красивая музыка, если долго посидеть, можно много придумать».

Пример. Мальчик экспериментальной группы «увидел» историю о Соловье-разбойнике, повторил сюжет известной былины, но изменил содержание. «Его» разбойник не такой уж плохой, он охраняет покой лесных обитателей: «Моя история о соловье, разбойнике. Он сидит на самом высоком дереве, дубе, и свистит, если кто без.спросу в лес заходит. С ним лучше не шутить. Он не очень злой, просто немножко вредный. С ним надо уметь говорить. А звери его не боятся, потому что он их лес стережет».

Дети находят в музыке разнообразные красочные картины: «Птички-невелички летают», «бабочка с цветка на цветок перепархивает», «олень по полю идет», «Иванушка и волк по лесу едут» и пр.

Некоторые дети повторяли друг за другом олицетворенные описания сюжетов. Так одна девочка вслед за другим участником эксперимента повторила описание поведения Волка, как главного действующего лица картины. Однако они наполнили свои картины различным содержанием. Все дети торопились рассказать свою картину, перебивали и подгоняли друг друга, что, возможно, повлияло на объем и качество рассказов - у всех детей они получились небольшими и несколько однотипными. В ходе спонтанного прослушивания дети взаимно увлекались содержанием своих рассказов, всматривались кто, как слушает, переговаривались.

Большинство детей успешно выполнили задание и создали свой собственный, оригинальный красочный образ. В то же время следует отметить трудности, возникшие при коллективном восприятии музыки, были случаи отвлечения, дети слушали хорошо, но личные эмоции, переполнявшие их, мешали слушать других детей, уводили от описания собственных образов к повторению услышанных.

Второй этап формирующего эксперимента

Задачи:

1) продолжать развитие у детей способности создавать зрительные образы на основе восприятия музыки;

2) помогать использовать найденные в музыкальном произведении образы и включать их в рисунки, рассказы, сказки.

Для выполнения этой цели были проведены три последовательных занятия с каждым ребенком в отдельности.

На первом занятии была поставлена задача - помочь детям полноценно воспринять новое для них, достаточно сложное музыкальное произведение И.С. Баха «Куранта» в исполнении Эрнесто Битетти, и рассказать о своих впечатлениях, увиденных образах. Это произведение было выбрано потому, что оно очень мелодично, звучно. Особую сложность для восприятия представляют переходы от одного «настроения» к другому.

На первом занятии, после двукратного прослушивания, ребенку предлагалось придумать (увидеть) героя, его друзей, дать им характеристики, описать их; через неделю, на втором занятой вновь прослушивалось это же произведение, и ребенок составлял рассказ или сказку с участием старых придуманных героев или новых. Занятия проводились с перерывом, для того чтобы образы, придуманные ребенком, могли закрепиться, или наоборот, исчезнуть.

Пьеса И.С. Баха вызвала активный интерес, слушали внимательно, вдохновенно. То, что ребенок был один, помогало ему быть сосредоточенным, ничто не мешало восприятию музыки, не сбивало с мысли. В результате возникли самые разнообразные, в основном фантастические сюжеты. В ходе первого занятия все дети нашли в музыке образы: Баба Яга, эльфы, Фея, Летающий Конь, Волшебник, Мастер из-под земли, Дракон и пр.; смогли описать героя красочно 87% детей: «Он скачет на синем коне; у него есть большой и темный плащ, которым он накрывается, и никто не может его увидеть; она носит шляпу высокую с пером; у нее рыжие волосы и т. д.».

Пример. Девочка экспериментальной группы сочинила историю: «Это человечки с планеты Мира. Они похожи на нас, только у них есть крылья, и они все очень красивые. У них золотые волосы, синие глаза. Они летают и смотрят, чтобы все дети вовремя ложились спать. А кто не спит, они могут унести их в страну Фантазии. Они добрые и веселые. Иногда они притворяются светлячками и их можно поймать. Только они этого не любят. Они любят мороженое и сливки, а еще соки разные».

Как видно из приведенного примера, ребенок создал красочный, фантастический образ маленьких человечков, одновременно отличающийся детской наивностью и добротой.

На втором занятии при повторном прослушивании произведения И.С. Баха дети узнавали мелодию, радовались, тому, что смогли вспомнить музыку. Они вспоминали придуманных ранее героев, но, в основном, создавали новых. Например, одна из участниц формирующего эксперимента первый раз придумала историю о Фее из незабудки, а на втором занятии историю о Заколдованной бабочке. Причем оба рассказа были похожи по содержанию, героини страдали от злого колдуна или колдуньи. В своих рассказах девочка сопереживает героям, дает нравственную оценку их поступкам: «Он добрый, и не сердится, когда кто-то его обзывает. Он только расстраивается, что люди такие злые».

Второй рассказ получился интереснее, насыщеннее событиями, более красочными образами героев.

Третье задание второго этапа формирующего эксперимента проводилось с целью

узнать, могут ли дети создать сочинение под музыку без специального задания. Им предлагалось послушать произведение С.Л. Вайса «Гавот» в исполнении Эрнесто Битетти. Это очень динамичное и живое произведение.

Во время занятия дети внимательно слушали музыку, придумывали олицетворенные истории.

Пример. Девочка: «Можно я придумаю про белочку? Она вся рыженькая и пушистенькая. Она живет в лесу. Она прыгает очень ловко - прыг-скок. У нее есть привычка искать орешки, и она их может искать целый день. Так к зиме у нее получается запас. Она приходит в свою кладовую и приглашает к себе друзей на пир - зайчика, лисичку, котика. Они пируют весь Новый год. Это новогодняя сказка».

Пример. Мальчик: «Это боевой конь и слон. Они служат в армии у Императора. Они воюют для него, собирают деньги, иногда убивают людей. А раньше они были свободными, и жили в лесу. По ночам им снятся сны о том, как хорошо было в лесу».

Образы, созданные детьми, и рассказы о придуманных героях получились разнообразными по содержанию, интересными, не похожими друг на друга. Следует отметить, что задание придумать рассказ на свободную тему некоторых детей привело в затруднение. Они терялись, долго не могли остановиться на каком-нибудь конкретном герое. Но, в конечном итоге, у всех детей появился более или менее четкий сюжет.

Пример. Мальчик: «Волшебный принц и шапка-невидимка. Одному принцу в детстве прикрепили к нему шапку-невидимку, так что его никто не мог увидеть. Все знали, что он где-то есть, но никто его ни разу ни видел. А один раз он зацепился своей шапкой за дерево, и тогда все увидели, что он уже вырос и стал взрослым».

Ребенок не говорит о том, что делал герой, как он жил, кто еще был в этой истории. В приводившемся ранее примере рассказа Соколова К. образы слона и коня достаточно выразительны (они свободолюбивы, деятельны, им снятся сны), однако содержание кажется незаконченным, повисшим в воздухе.

Рассказы детей насыщены разнообразными событиями, красочны, в них принимают участие два и более героев.

Пример. Девочка: «Жил был маленький Дракон. Этот Дракон был добрым не такой как все остальные. Он и спал с детьми, ел мороженое, готовил тортики. Его мама всегда говорила: «Тебе надо стать злым, чтобы тебя все боялись. А то мне стыдно перед нашими друзьями Драконами». Его братья больно кусали его за хвост и говорили: «Что же ты не дашь нам сдачи, или ты такой слабенький, что даже с нами не справишься?». Но Драконник улетал от них, и подолгу не приходил домой. Пока его не было, старшие братья воровали себе принцесс, а Дракончик, вернувшись домой, помогал им убежать. Такой вот был маленький Дракончик. Когда он вырос, он поселился в волшебном лесу вместе с эльфами. Они помогали хорошим людям, а плохих наказывали».

В своем рассказе девочка, как и многие другие дети, отнеслась к данному заданию серьезно, создала увлекательную, динамичную и проникнутую теплым отношением историю доброго Драконника. Главный герой вызывает симпатию и сочувствие. У него много друзей, есть мама и братья, он умеет готовить, любит детей, и у него есть свои моральные принципы, он не дерется, даже если его на это провоцируют.

Результаты выполнения третьего задания показали, что дети могут самостоятельно, без специально предложенной темы придумать историю под музыку. Музыка стимулирует возникновение творческой речевой активности. Все участники эксперимента сумели придумать историю, у большинства детей она получилась интересной, насыщенной разнообразными чудесными событиями и действиями героев.

На третьем этапе детям предлагалось более сложное задание - выбрать одно из двух различных по характеру музыкальных произведений и, используя образ, возникший при прослушивании, придумать рассказ, который потом отправят больным ребятам в больницу. Для этого использовалось произведение М. Мусоргского «Старый замок» (сумрачное и унылое произведение) в исполнении Ивао Судзуки и Сюита ля мажор С.Л. Вайса (праздничное, веселое произведение) в исполнении Эрнесто Битетти. Эксперимент выявил особую привлекательность для детей пьесы Мусоргского. Это, на наш взгляд, связанно с тем, что грустная, минорная музыка Мусоргского ассоциировалась с представлением о больных, несчастных детях, к которым был обращен рассказ. Данное задание вызвало активный эмоциональный отклик, желание порадовать, поддержать больных детей, а в последствии стимулировало появление сюжетов о больных и чудом излечившихся персонажах.

Все дети создали историю, у 92% история получилась красочной и насыщенной событиями. Один ребенок не смог придумать самостоятельный сюжет, использовал сюжет из сказки «Аленький цветочек».

Пример. Девочка: «В одном городе жила бабушка. Она выращивала цветы, которые могли превратить в любое животное, если их понюхать. Одна девочка зашла к ней в сад и, случайно, понюхала цветочек. Когда бабушка увидела у себя в саду маленькую пушистенькую кошечку, то она поняла, что случилась беда. Она говорит кошечке: «Придется тебе идти в замок под горой. Только там живет волшебница, которая может тебя расколдовать». И кошечка отправилась искать замок. Она долго шла и пришла туда через пять лет. А волшебница болела и не могла ей помочь. Она попросила ее принести ей травку с поля чудес. И кошечка пошла в это поле. А там сидит дракон и не дает никому рвать травку. Кошечка стала спрашивать, почему он так делает. А он, оказалось, тоже понюхал когда-то такой цветок. Тогда кошечка рассказала, что с ней случилось. Они пошли с травкой к волшебнице.

Волшебница вылечилась и расколдовала их. А дракон стал красивым принцем и женился на девочке, которая тоже стала красивой».

Этот пример показывает, что рассказ подробный, развернутый, насыщенный событиями, эмоциональными оценками поступков и действий героев.

Интересно отметить факт, что подавляющее большинство рассказов, составленные детьми на данном этапе, отличаются довольно большим объемом, интересным содержанием, многочисленными героями. В некоторых, один из главных героев болен, но обязательно чудесным образом выздоравливает, вероятно, здесь проявилось желание детей убедить слушателя в том, что он обязательно вылечится. Все рассказы добрые, герои по-детски простодушные, забавные. Это и воздушный шарик, и лошадка, и маленькая кошечка, и солнечный зайчик, и драконник, и Чудное озеро, и Малышка.

Качественный анализ свидетельствует о продуктивности использования музыкальных произведений в работе по развитию речевого творчества детей среднего дошкольного возраста. Музыка влияет на содержательность и красочность детских сочинений, активно стимулирует детское воображение.

Анализ

формирующего эксперимента выявил, что использование в творческом развитии детей синтеза музыкального восприятия и речевого творчества оказывает благоприятное воздействие на развитие творческих способностей, сочинительской деятельности. Эксперимент выявил сильное побудительное воздействие музыки. При прослушивании классических музыкальных произведений, исполненных на гитаре, у детей возникают яркие, эмоционально окрашенные образы, которые стимулируют создание интересных, нестандартных сюжетов. Рассказы детей при использовании данной методики отличаются насыщенностью событий, красочностью описаний героев, оригинальностью сюжета.

Цель

: выявить изменения показателей по методикам, проведенным в констатирующем эксперименте.

После проведения формирующего эксперимента с использованием разработанных методик, дети экспериментальной группы были протестированы по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Были получены следующие результаты:

1. Вторичное исследование на определение типов решения творческих задач (Методика «Дорисовывание фигур»)показало, что в исследуемой группе детей, после проведения формирующих занятий, конечные результаты значительно отличались от результатов на констатирующем этапе исследования. Распределение типов решения творческих задач на данном этапе исследования представлены в таблице 6.

Таблица 6. Сводная таблица результатов по типам решения творческих задач в экспериментальной группе до и после формирующих занятий

Показатели

Типы решения творческих задач

0

I

II

III

IV

До формирующего эксперимента

1

-

+

-

-

-

2

-

-

+

-

-

3

-

-

+

-

-

4

-

-

+

-

-

5

-

+

-

-

-

6

-

+

-

-

-

7

-

-

+

-

-

8

-

+

-

-

-

9

-

+

-

-

-

10

-

-

+

-

-

Итого (%)

0 %

50 %

50 %

0 %

0 %

После формирующего эксперимента

1

-

-

+

-

-

2

-

-

-

+

-

3

-

-

-

+

-

4

-

-

+

-

-

5

-

-

+

-

-

6

-

-

-

+

-

7

-

-

-

-

+

8

-

-

-

+

-

9

-

-

-

+

-

10

-

-

-

+

-

Итого (%)

0 %

0 %

30 %

60 %

10 %

Из таблицы видно, что в исследуемой группе детей прослеживаются значительные изменения показателей после проведения формирующего эксперимента. Так на констатирующем этапе исследования для данной группы детей был характерен I и II тип решения творческих задач: 50% / 50%, а после формирующего эксперимента ведущим типом решения творческих задач стал III тип: 60%, т.е. тип «Сюжеты». При этом типе решения дети не только изображают отдельные объект, но и включают его в воображаемый сюжет. Для одного из детей данной группы характерен IV тип решения задач «включение». При этом типе заданная фигура используется качественно по–новому, в данном случае фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения. Использование такого образа направляет ребенка на дифференцированное и индивидуальное решение задачи.

Полученные результаты на констатирующем и контрольном этапах исследования представлены на гистограмме 1.

Гистограмма 1

2. Количественный анализ полученных результатов по методике «Три слова»

после формирующего выявил существенные различия по показателям уровня воссоздающего и творческого воображения. Результаты исследования отображены в таблице 5.

Таблица 5. Сводная таблица результатов в контрольной и экспериментальной группах по методике «Три слова» (по количеству человек) после формирующего эксперимента

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

До формирующего эксперимента

1

+

-

-

-

-

2

-

-

+

-

-

3

-

-

+

-

-

4

-

-

+

-

-

5

-

+

-

-

-

6

-

-

+

-

-

7

-

-

-

+

-

8

-

-

-

+

-

9

-

-

+

-

-

10

-

-

+

-

-

Итого (%)

10 %

10 %

60 %

20 %

0 %

После формирующего эксперимента

1

+

-

-

-

-

2

+

-

-

-

-

3

-

+

-

-

-

4

-

-

+

-

-

5

+

-

-

-

-

6

-

+

-

-

-

7

-

-

+

-

-

8

-

-

+

-

-

9

+

-

-

-

-

10

-

+

-

-

-

Итого (%)

40 %

30 %

30 %

20 %

0 %

Из таблицы видно, ч

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования
Для анализа опыта педагогов мы использовали выборку статей опубликованных в периодическом издании «Дошкольное воспитание» с 2000 по 2009 год. Всего проанализировано 102 журнала, выборка статей состоит из 16 публикаций. В данных статьях авторы в разные годы рассматривают экологическое образование до ...

Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
Второй этап – организация формирующего эксперимента. Задачи исследования: включить в учебный процесс дидактические игры; разработать систему игровых занятий направленную на развитие произвольной памяти в процессе преподавания уроков математики в младших классах школы VIII вида. Экспериментальная ги ...

Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-ым годам XX столетия, в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Главная идея обучения в сотрудничестве – учится вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Обуч ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru