Полученные результаты на первоначальном этапе исследования и в контрольном эксперименте отображены на гистограмме 3.
Гистограмма 3
3. Повторное проведение методики «Придумай свою сказку»
(по предложенной картинке) позволило получить следующие результаты.
Контрольный этап имел целью проверить изменения, происшедшие в процессе воображения в результате формирующих занятий. Все дети экспериментальной группы справились с заданием. Анализ их импровизаций обнаружил возросшую продуктивность воображения, его совершенствование со стороны повышения его целенаправленности, освобождения от власти восприятия. Это выразилось в следующем, число детей, использовавших доступные приемы преобразования и комбинирования образов восприятия и памяти возросло; испытуемые более широко применяли как простые, так и относительно сложные приемы.
Следствием этого было увеличение числа фрагментов сказок, созданных детьми на контрольном этапе. У большинства детей импровизации имели повествовательный характер. И, наконец, некоторые дети придумывали сказки, сюжет которых раскрывал образ главного персонажа. Факты содействия, сопереживания испытуемых персонажам, яркое проявление личностного отношения «авторов» к содержанию сказок свидетельствовали об активизации воображения детей.
Количественный и качественный анализ свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы по всем показателям развития творческих способностей опережают детей контрольной группы.
Наше предположение о том, музыкальное сопровождение способствует развитию речевого творчества детей среднего дошкольного возраста подтвердилось. Так, прослушивание классических музыкальных произведений и формирующие занятия активно стимулируют творческую речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста. Исследование показало, что музыкальные произведения влияют на качественную сторону детского рассказа. Музыкальные произведения необходимо использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста для развития творческих способностей детей.
Музыкальные сказки при их использовании в работе с детьми вызывают у дошкольников яркий эмоциональный отклик, творческую речевую активность, влияют на работу творческого воображения, на стремление интегрировать собственный опыт с опытом других людей, с опытом сверстников, стремление достигнуть известного взаимопонимания с предполагаемыми или реальными участниками творческого диалога. Здесь налицо конструктивное единство преемственности и уникальности творческой деятельности. Причем главное - это не столько самовыражение, сколько установление коммуникаций, возможно, не без претензий на лидерство в творческом общении.
Использование в обучении речевому творчеству музыкальных произведений активно влияет на качественные изменения характера этой деятельности. Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка, сочинительство активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему - идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния. Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, неопределенность стимульного материала, близость сказки к душевной деятельности ребенка и другие факторы способствуют максимальному развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Новости образования:
Общие сведения о перспективе
Перспектива - это средство отобразить глубину рисунка. Простой пример: железная дорога. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. Однако, если встать на пути и посмотреть вдаль, то будет казаться, что с удалением от наблюдателя, рельсы сходятся ближе, пок ...
Выбор технологии программирования для учебного процесса
Выбирая стратегию преподавания информатики в школе, необходимо учитывать, что задача общеобразовательного курса – это в большой степени выработка определенного стиля мышления, формирование наиболее общих навыков, умений и представлений, нежели освоение тех или иных конкретных языков и технических с ...
Понятие и виды самооценки
Человек не только накапливает информацию о себе, но и переживает определенное отношение к ней Это отношение сосредотачивается у самооценке Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [6, c.12] Самооценка имеет комплексный характер, поскольку рас ...