Типы решения творческих задач

Страница 4
то в экспериментальной группе наблюдаются существенные изменения по показателям. Так, у 4 человек рассказы были оценены в 5 баллов, у 6 человек - в 4 и 3 балла. Рассказы детей отличались оригинальностью, фразы были интересными с элементами юмора, дети с легкостью объединяли составленные предложения в связный рассказ.

Полученные результаты на первоначальном этапе исследования и в контрольном эксперименте отображены на гистограмме 3.

Гистограмма 3

3. Повторное проведение методики «Придумай свою сказку»

(по предложенной картинке) позволило получить следующие результаты.

Контрольный этап имел целью проверить изменения, происшедшие в процессе воображения в результате формирующих занятий. Все дети экспериментальной группы справились с заданием. Анализ их импровизаций обнаружил возросшую продуктивность воображения, его совершенствование со стороны повышения его целенаправленности, освобождения от власти восприятия. Это выразилось в следующем, число детей, использовавших доступные приемы преобразования и комбинирования образов восприятия и памяти возросло; испытуемые более широко применяли как простые, так и относительно сложные приемы.

Следствием этого было увеличение числа фрагментов сказок, созданных детьми на контрольном этапе. У большинства детей импровизации имели повествовательный характер. И, наконец, некоторые дети придумывали сказки, сюжет которых раскрывал образ главного персонажа. Факты содействия, сопереживания испытуемых персонажам, яркое проявление личностного отношения «авторов» к содержанию сказок свидетельствовали об активизации воображения детей.

Количественный и качественный анализ свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы по всем показателям развития творческих способностей опережают детей контрольной группы.

Наше предположение о том, музыкальное сопровождение способствует развитию речевого творчества детей среднего дошкольного возраста подтвердилось. Так, прослушивание классических музыкальных произведений и формирующие занятия активно стимулируют творческую речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста. Исследование показало, что музыкальные произведения влияют на качественную сторону детского рассказа. Музыкальные произведения необходимо использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста для развития творческих способностей детей.

Музыкальные сказки при их использовании в работе с детьми вызывают у дошкольников яркий эмоциональный отклик, творческую речевую активность, влияют на работу творческого воображения, на стремление интегрировать собственный опыт с опытом других людей, с опытом сверстников, стремление достигнуть известного взаимопонимания с предполагаемыми или реальными участниками творческого диалога. Здесь налицо конструктивное единство преемственности и уникальности творческой деятельности. Причем главное - это не столько самовыражение, сколько установление коммуникаций, возможно, не без претензий на лидерство в творческом общении.

Использование в обучении речевому творчеству музыкальных произведений активно влияет на качественные изменения характера этой деятельности. Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка, сочинительство активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему - идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния. Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, неопределенность стимульного материала, близость сказки к душевной деятельности ребенка и другие факторы способствуют максимальному развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те "психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период ...

Путь Роберта Оуэна
Роберт Оуэн родился 14 мая 1771 года в городе Ньютауне (Уэльс) в семье лавочника. Окончив приходскую школу в 1779, он работал помощником в мануфактурной лавке (1780), у торговца сукнами в городе Стемфорде в Линкольншире (1781), приказчиком в крупном суконном магазине в Лондоне (1784-1788), служил в ...

Cистема профессионального образования
В республике Болгария средний уровень образования осуществляется на одной образовательной ступени (средняя школа/высшая школа), которая длится 4 или 5 лет и приводит к окончанию среднего образования. Среднее образование считается полученным по окончании 12/13 класса и сдачи экзаменов для зачисления ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru