Типы решения творческих задач

Страница 4
то в экспериментальной группе наблюдаются существенные изменения по показателям. Так, у 4 человек рассказы были оценены в 5 баллов, у 6 человек - в 4 и 3 балла. Рассказы детей отличались оригинальностью, фразы были интересными с элементами юмора, дети с легкостью объединяли составленные предложения в связный рассказ.

Полученные результаты на первоначальном этапе исследования и в контрольном эксперименте отображены на гистограмме 3.

Гистограмма 3

3. Повторное проведение методики «Придумай свою сказку»

(по предложенной картинке) позволило получить следующие результаты.

Контрольный этап имел целью проверить изменения, происшедшие в процессе воображения в результате формирующих занятий. Все дети экспериментальной группы справились с заданием. Анализ их импровизаций обнаружил возросшую продуктивность воображения, его совершенствование со стороны повышения его целенаправленности, освобождения от власти восприятия. Это выразилось в следующем, число детей, использовавших доступные приемы преобразования и комбинирования образов восприятия и памяти возросло; испытуемые более широко применяли как простые, так и относительно сложные приемы.

Следствием этого было увеличение числа фрагментов сказок, созданных детьми на контрольном этапе. У большинства детей импровизации имели повествовательный характер. И, наконец, некоторые дети придумывали сказки, сюжет которых раскрывал образ главного персонажа. Факты содействия, сопереживания испытуемых персонажам, яркое проявление личностного отношения «авторов» к содержанию сказок свидетельствовали об активизации воображения детей.

Количественный и качественный анализ свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы по всем показателям развития творческих способностей опережают детей контрольной группы.

Наше предположение о том, музыкальное сопровождение способствует развитию речевого творчества детей среднего дошкольного возраста подтвердилось. Так, прослушивание классических музыкальных произведений и формирующие занятия активно стимулируют творческую речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста. Исследование показало, что музыкальные произведения влияют на качественную сторону детского рассказа. Музыкальные произведения необходимо использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста для развития творческих способностей детей.

Музыкальные сказки при их использовании в работе с детьми вызывают у дошкольников яркий эмоциональный отклик, творческую речевую активность, влияют на работу творческого воображения, на стремление интегрировать собственный опыт с опытом других людей, с опытом сверстников, стремление достигнуть известного взаимопонимания с предполагаемыми или реальными участниками творческого диалога. Здесь налицо конструктивное единство преемственности и уникальности творческой деятельности. Причем главное - это не столько самовыражение, сколько установление коммуникаций, возможно, не без претензий на лидерство в творческом общении.

Использование в обучении речевому творчеству музыкальных произведений активно влияет на качественные изменения характера этой деятельности. Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка, сочинительство активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему - идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния. Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, неопределенность стимульного материала, близость сказки к душевной деятельности ребенка и другие факторы способствуют максимальному развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Методика использования лингвистической игры на уроках в начальной школе
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети усваивают в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели пре ...

Методы проблемного обучения
Существует шесть дидактических способа организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся. Рассмотрим их. Метод монологического изложения. Учитель сообщает факты в опр ...

Формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные форм ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru