Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, коэффициент оригинальности равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений: повторы у одного ребенка и повторы у разных детей по одной и той же фигурке зачеркивают. Количество не зачеркнутых ответов – коэффициент оригинальности каждого ребенка. Затем выводят средний коэффициент оригинальности по группе: индивидуальные величины коэффициента оригинальности суммируют и делят на количество детей в группе.
Низкий уровень выполнения задания – коэффициент оригинальности меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень – коэффициент оригинальности равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень – коэффициент оригинальности выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения. Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Таким образом, предлагаемые выше диагностики, позволяют, на начальном этапе работы по формированию дизайнерского мышления, выявить уровень развития творческого мышления и изобразительных способностей у дошкольников. В данной работе мы будем придерживаться именно их, и соответственно, на результатах этих диагностик планировать дальнейшую коррекционную работу по развитию изобразительных навыков и нестандартных способов мышления.
Новости образования:
Понятие и технологии разработки листов рабочей тетради
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. Но следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел. С опорными конспе ...
Письмо с "секретом" как новый подход к формированию
графических навыков
Выделим основные стержневые линии: 1. Снятие психологической перегрузки учащихся, связанной с овладением ими графическими навыками и каллиграфическим письмом, включение детей с самого первого шага обучения письму в ситуацию привычной для них деятельности воображения, фантазии, которая связана у дет ...
Возрастные особенности дошкольника
Дошкольный возраст. Он делится на несколько более мелких этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях согласно этой периодизации образованы возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя, старшая, подготовительная к школе. Начало дошкольного возраста принято с ...