Говоря о формах проведения занятий по информатике, следует отметить, что все большее распространение получает метод проектов и кооперированная деятельность учащихся и связанные с этими подходами методы обучения: исследовательский, поисковый, метод мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ справочных и литературных источников, эксперимент и опытная работа, анализ и обобщение.
В контексте рассматриваемой проблемы, следует отметить, что метод проектов предполагает организацию деятельности учащихся по решению значимой в исследовательском, творческом плане проблеме, требующей, как правило, интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. И в этом плане оспорить методологическую значимость информационных технологий достаточно сложно.
В рамках федеральных программ модернизации отечественного образования и развития единой информационной образовательной среды уже сделано многое. Так, существенно улучшилось обеспечение школ компьютерной техникой, многие учителя повысили квалификацию в области ИКТ и большинство педагогов уже готовы активно использовать образовательный информационный ресурс в школе. Большинство российских школ уже подключено к Интернету в рамках реализации национального проекта; идет активное создание цифровых образовательных ресурсов, администрация школ получила в свое распоряжение те или иные компьютерные инструменты, позволяющие автоматизировать отдельные виды управленческой деятельности. Но, несмотря на это, говорить о функционировании полномасштабной информационной образовательной среды в учреждениях образования пока не приходится.
Необходимость цифровых образовательных ресурсов и, в частности, содержательной его составляющей – контента, для российского образования особо проявилась при активизации процесса подключения школ к Интернету. В конце 2005 года было впервые продекларировано Министерством образования и науки РФ, что в информатизации школ главное – это не поставка компьютеров или даже подключение их к Интернету, а создание всеобъемлющего контента, содержательных электронных материалов, а также организация полноценных образовательных и творческих факультативных занятий.
Очень часто создание в школе информационной образовательной среды связывается только с созданием компьютерной сети и подключением школы к интернету. На самом деле, современная информационная образовательная среда – это новый этап в развитии информатизации школы, которому предшествовали следующие этапы:
1 этап. Создание компьютерных классов в школе и использование компьютеров в однопользовательском режиме для изучения школьного курса информатики и для подготовки некоторых документов в рамках административной и образовательной деятельности. На этом этапе школьники получают базовые знания о компьютере, информационных технологиях, но не имеют доступа ко всем возможностям компьютерной техники, что, в определенной степени, ограничивает познавательные процессы.
2 этап. Создание в школе сетевых компьютерных классов и отдельных компьютерных рабочих мест, например в библиотеке, объединенных в школьную локальную сеть, проведение в них уроков по информатике в сетевом режиме, частичное использование отдельными педагогами на уроках компьютера в качестве устройства для тестирования учащихся и организации тренингов, создание отдельных обучающих программ по небольшому количеству изучаемых в школе дисциплин и использование их в образовательном процессе, а также автоматизации элементарных административных функций, связанных с созданием и ведением базы данных учащихся и сотрудников в виде ехсel-форм. Школьники в данном случае имеют возможность широко пользоваться компьютерами, использовать их как для образовательных, так и для познавательных целей, хобби, общения и т.д. При правильной организации доступа детей к технике и процесса обучения работе с ней, создается вполне приемлемая информационная среда, позволяющая активно развивать познавательные способности.
Новости образования:
Организационные формы внеклассной воспитательной работы по иностранному
языку
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия «массовости», В.И. Шепелева предлагает различать фо ...
Контрольный эксперимент и его анализ
Чтобы проследить возможности развития импрессивной речи, а также с целью проверки результатов экспериментального обучения, его эффективности, был проведен контрольный эксперимент. Поставленную цель мы конкретизировали в следующей задаче: - проследить динамику развития импрессивной речи детей с умер ...
Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...