Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития

Педагогические практики » Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития » Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития

Страница 3

Е.С.Слепович пишет о том, что механическая память этих детей характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания. Но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме. Дети, хотя и испытывают затруднения на начальном этапе запоминания слов, в большинстве случаев успешно справляются с заданием (умственно отсталые с ним не справляются). Непроизвольное запоминание у младших школьников с задержкой психического развития менее продуктивно, чем у нормально развивающихся детей [33 ].

В.И.Лубовский недостаточную продуктивность непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития объясняет несколькими причинами. Основная из них - пониженная познавательная активность. Это отчётливо проявляется на стадии воспроизведения, когда ребёнка просят припомнить тот или иной материал, хотя задача запомнить этот материал не ставилась. Нормально развивающиеся младшие школьники проявляют высокую мыслительную активность, часто сознательно ищут вехи, помогающие вспомнить нужное слово или картинку. У детей с задержкой развития, как правило, такой мыслительной активности не отмечается. Они быстро называют несколько картинок; однако потом не предпринимают специальных усилий для припоминания большого количества материала. В некоторых случаях попытка использовать вехи, опоры с целью воспроизвести нужный материал приводят к отрицательным результатам, т. е. к увеличению числа ошибок. Так, например, вместо того, чтобы вспомнить предлагавшиеся им картинки, они начинают придумывать слова на соответствующую букву, т. е. не выполняют предложенное им задание [25].

В.И.Лубовский акцентирует внимание на том, что приведённые данные, свидетельствующие о недостаточной продуктивности непроизвольной памяти детей с задержкой развития, представляются очень важными, так как учитель должен помнить, что само собой, непроизвольно запоминающееся нормально развивающимися детьми не всегда запечатлевается в сознании учащихся с задержкой развития. Поэтому необходимо специально активизировать познавательную деятельность школьников данной категории [25].

В числе самых значимых причин неуспеваемости учащихся с задержкой психического развития Т.А.Власова и М.В.Певзнер называют снижение произвольной памяти [15].На это указывает и В.И. Лубовский. Он пишет, что у детей с задержкой психического развития отмечается снижение продуктивности и устойчивости произвольного запоминания, особенно в условиях значительной нагрузки [25].

В исследованиях В.И.Лубовского отмечается и то, что к концу младшего школьного возраста среди детей с нормальным развитием почти не остаётся школьников, не понимающих своеобразия мнемической деятельности. В то же время почти половина всех учащихся с задержкой развития вплоть до 4 класса не понимают её специфики и не владеют приёмами смыслового заучивания [25].

Необходимым условием высокой продуктивности деятельности запоминания является также её целенаправленность. Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с задержкой развития часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания. Сниженная целенаправленность мнемической деятельности отчётливо обнаруживается у детей с задержкой развития в случаях, когда они должны запомнить материал, пользуясь специальными приёмами, повышающими эффективность произвольной памяти. При этом дети с задержкой психического развития видят цель деятельности в выполнении некоторых логических операций, которые в действительности являются лишь средством осуществления мнемической задачи. Происходит как бы соскальзывание с цели.

По мнению того же автора, эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, от умения дифференцировать воспроизведённый материал от невоспроизведённого, от активности школьника при воспроизведении [25].

В целом, выше перечисленные исследователи отмечают, что память детей с задержкой психического развития характеризуется кратковременностью, фрагментарностью, низким объёмом и скоростью, медленным нарастанием продуктивности запоминания, нарушением порядка воспроизведения [1, 5, 33].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Опыт организации образовательной среды в ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602
ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 расположен внутри жилого комплекса и находится в благоприятном социально – культурном окружении. В квартале расположены: средняя общеобразовательная школа №1116, имеются социальные учреждения (магазины, аптека). Основным предметом деятельности ДОУ являет ...

Создание сайта учебного заведения как средства дополнительного образования
Современную российскую школу характеризует возрастающий интерес к новым технологиям в образовании. Школа видит в них возможность значительного повышения мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. Для успешного внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс необход ...

Графические ошибки. Технические моменты в первоначальном обучении письму
При письме имеют место следующие графические ошибки: 1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке; 2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко; 3. Очень часто в работах встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru