Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития

Педагогические практики » Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития » Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития

Страница 4

Исследования С.Г.Шевченко показывают, что по уровню развития мыслительной деятельности группа детей с задержкой психического развития очень неоднородна. Незначительная часть этих детей по результатам выполнения мыслительных задач приближается к нормально развивающимся сверстникам. У большей части детей с задержкой психического развития отстаёт от нормального развития как наглядное мышление (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление), так и понятийное (словесно-логическое). Это отчётливо проявляется в трудностях, которые испытывают дети с задержкой психического развития в овладении навыками письма и чтения, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приёмов вычисления и так далее [43].

Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина выделяют следующие особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой развития: снижение уровня познавательной активности, который проявляется прежде всего в недостаточной любознательности, отсутствии интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, неумении контролировать свои действия [15].

З.Тржесоглава отмечает, что мышление данной категории детей также имеет особенности. Оно является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным [15].

В.И.Лубовский отмечает, что процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, бессмысленными повторениями, замедленностью. Ему свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражителям, слабая интеграция отдельных процессов [25].

Все исследователи, занимающиеся проблемой задержки психического развития, отмечают, что для данной категории детей нарушения внимания являются характерным признаком, но эти нарушения имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания, и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.[1,5,15,25,33].

Тем не менее, можно выделить характерные особенности внимания детей с задержкой психического развития: недостаточное развитие произвольного внимания, концентрированности, переключаемости, распределяемости, избирательности, повышенная отвлекаемость, неустойчивость.

Таким образом, описанные нарушения всех психических процессов у детей с задержкой развития отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

Имеются исследования, выявившие у интересующей нас категории детей сниженную потребность в общении со взрослыми, сверстниками, а также низкую эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности (Е.С.Слепович, С.С. Харин) [33].

З. Тржесоглава в качестве ведущих в характеристике личности дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому [33]. Интересные замечания к характеристике личности дошкольника с задержкой психического развития делает М.Вагнерова. Она указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на недостаточную дифференциацию лиц и вещей, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.[33]

Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Изучение детей с задержкой психического развития показывает, что среди множества психофизических особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляции деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности и т.д. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами. Обобщая описанное выше, можно сделать следующие выводы:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Сопоставительно-критический обзор методов обучения чтению
Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся во всем этом многообразии. Существуют два основных, противоположных в своей основе метода об ...

Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те "психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период ...

Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...

Главное на сайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru