Особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержке психического развития

Педагогические практики » Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития » Особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержке психического развития

Страница 2

Е.С.Слепович указывает, что умение участвовать в такой форме речевого общения, как диалог, является одним из важнейших проявлений коммуникативных способностей. Диалогическая речь – наиболее естественная форма общения. Так как стимулом для диалога служит желание что-то узнать о предметах и явлениях окружающего мира, то общение будет успешным, если детей предварительно познакомить с ними [33].

Р.И.Лалаева перед младшими школьниками в процессе работы по формированию диалогической речи ставит следующие задачи: научить слушать и понимать вопросы, самостоятельно задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них [13].

Е.С.Слепович замечает, что поскольку для данной категории детей характерна низкая речевая активность, то для возникновения диалога им необходим сильный собеседник, роль которого выполняет взрослый или хорошо успевающий ученик. Поэтому следует создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребёнка к беседе, высказываниям. Особое внимание необходимо обращать на формирование умения отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии других, слушать окружающих. Полезно использовать беседы, инсценировки сказок, задания по продолжению начатого разговора, следует использовать обсуждение устных высказываний товарищей, в том числе и записанных на магнитофонную плёнку. Хорошие результаты может дать запись рассказа самого ребёнка на магнитофонную плёнку с последующим его прослушиванием и анализом. Таким образом, постепенно дети самостоятельно начинают замечать отступления от темы рассказа, “сбои” в построении высказывания, неправильно построенные предложения и исправлять свои ошибки прямо в ходе прослушивания [33].

Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребёнка.

В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко и другие исследователи замечают, что значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью [4, 38].

По мнению А.В.Ястребова и Т.П.Бессоновой работа логопеда по формированию связной монологической речи должна быть направлена на развитие навыков построения связного и последовательного высказывания, на умение программировать смысловую структуру высказывания, отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки) [46].

Выше перечисленные учёные указывают на то, что стремясь формировать связную речь, учитель обычно отдаёт предпочтение её репродуктивным формам (составление рассказа по картинке, пересказ прочитанного). Для детей с речевым недоразвитием этого недостаточно. В работе с ними необходимо предусмотреть, прежде всего, развитие инициативных форм речи: умения задавать вопросы, самостоятельно, по своей инициативе составлять развёрнутые сообщения. Практика обучения детей с общим недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказывания, как рассуждение, так как оно требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения. Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определённой последовательности. Кроме того, педагогу необходимо привлекать внимание детей к собственной речи, выделяя в ней выводы, доказательства, обобщения. Следует также формировать у учащихся контрольно-оценочные действия [46].

М.Ф.Гнездилов, В.Г.Петрова, Г.И.Данилкина замечают, что становление связной речи у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Младшие школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. В процессе актуализации связной речи школьники младших классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию [13].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Основные принципы обучения математике
Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило деятельности, поведения в определенной ситуации. Принципы обучения являются центральным понятием, основанием системы обучения. Они представляют из себя систему основных дидактических требований, выполнение ...

Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися самостоятельно. 2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, гр ...

Этапы информатизации российского образования
Первый этап - 2001 год. Инициирующая поставка программно-аппаратного обеспечения в сельские школы. Подготовка учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период. Второй этап ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru