Особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержке психического развития

Педагогические практики » Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития » Особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержке психического развития

Страница 4

Активное развёртывание сюжета в рассказах, как замечает Р.И.Лалаева, заменяется перечислением отдельных элементов ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали. Нарушается структура текста: наблюдаются разрывы, иногда отсутствуют связующие элементы. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавания наводящих вопросов. Эти особенности также свидетельствуют о значительном нарушении внутреннего программирования связного текста [13].

Таким образом, исследования показали, что рассказы детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития по сюжетной картинке значительно ниже по своему уровню, чем рассказы нормально развивающихся детей.

Е.С.Слепович замечает, что устное сочинение на заданную тему – один из наиболее активных видов монологической речи. Поэтому особенности, присущие связной речи детей с задержкой психического развития, которые только наметились в их рассказах по простым сюжетным картинкам, проявляются в устных сочинениях наиболее ярко. Для рассказов детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития характерно быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и лёгкую для ребёнка; привнесение в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов; частое повторение одних и тех же фраз, слов; постоянное возвращение к высказанной мысли. Развёрнутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально развивающихся сверстников. По мнению Е.С.Слепович, особенности в построении высказывания, характерные для детей с задержкой психического развития, - результат трудностей в планировании и развёртывании речевого сообщения. Анализ высказываний интересующей нас категории детей свидетельствует о большом числе сбоев в грамматическом оформлении речевого сообщения. Чем больше его объём, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы [33].

Исследования Е.С.Слепович также показали, что одной из причин нарушения формирования связной речи у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи являются слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. Потребность в общении с другими людьми, в познании окружающего мира определяет мотивы речевой деятельности ребёнка. Эта потребность у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития резко снижена: отсутствует интерес к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний. Они не желают говорить, быстро прекращают разговор, играть предпочитают молча, общаются в процессе игры редко. Однако любое побуждение к дальнейшему общению (похвала, побуждение типа "вспомни, что ты ещё хотел сказать", "думай") приводят к резкому увеличению объёма высказывания. Ни у нормально развивающихся, ни у умственно отсталых ребят не наблюдается такого сильного влияния внешнего побуждения на объём речевой продукции. К таким же выводам пришла в своих исследованиях и Г.В.Кузнецова [10].

Е.С.Слепович подчеркивает, что формирование интереса к речи и потребность в её совершенствовании – необходимые условия коррекции речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Следует так строить занятия, чтобы дети осознали, для чего оно нужно, что нового они узнали, чему научились. Необходимо разъяснять цель каждого занятия, задания, подводить с детьми итоги работы. Чтобы успешнее формировать речевые умения и навыки, надо неоднократно возвращаться к изученному [33].

Поэтому исследователи, занимающиеся проблемой формирования связной речи детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи, едины во мнении о том, что такая работа должна проходить в едином комплексе с использованием дифференцированного подхода к анализу и преодолению речевых нарушений.

Такой подход, как замечает Р.И.Лалаева, находит своё выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учёте специфики речевой патологии, установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребёнка. Дифференцированный подход основывается также на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа по формированию связной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Стили педагогического общения
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей общения было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином. В этом исследовании была выведена классификация стилей общения, которую принято использовать и в наши дни: · Авторитарный · Демократический · Попустительский В ходе эксп ...

Сущность и характеристика диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
Сущность обучения диалогическим умениям на начальном этапе состоит в том, что в процессе такого обучения у учащихся развивается умение использовать диалогическую речь как средство общения. Основой и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная ...

Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средст ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru