Особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержке психического развития

Педагогические практики » Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития » Особенности развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержке психического развития

Страница 3

Исследования связной речи Н.Ю.Баряевой, Е.С.Слепович, Р.И.Лалаевой, Д.И.Бойкова показали, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения, как семантической структуры текста, так и языкового его оформления. При этом семантическая структура текста, его внутреннее программирование, страдает в большей мере, чем языковое оформление [13, 15, 33].

Специальное исследование внутреннего программирования связного текста, проведённое Р.И.Лалаевой и Д.И.Бойковым показало, что семантический компонент структурирования текста у детей с задержкой психического развития характеризуется более низким уровнем сформированности по сравнению с нормой, но более высоким по сравнению с уровнем умственно отсталых детей [16].

Р.И.Лалаева пишет, что особенности связных высказываний у детей с ОНР и задержке психического развития во многом определяются характером заданий, формой связных высказываний (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, самостоятельный рассказ на заданную тему и т. д.), степенью самостоятельности смыслового программирования при выполнении этих заданий [13].

Пересказ для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психичес5кого развития более доступен, чем рассказ. Пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета, подробного раскрытия заданной темы, определения последовательности событий. При пересказе большую роль играет запоминание содержания текста. Но и пересказы детей интересующей нас категории имеют ряд особенностей. Эти дети пропускают многие важные части рассказа, передают его содержание упрощённо. В пересказах обнаруживается непонимание младшими школьниками причинно-следственных, временных, пространственных отношений, представленных в рассказе. Для пересказов характерны разнообразные добавления, что обусловлено случайными ассоциациями, неточностью представлений и знаний [13].

У младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи и задержка психического развития, нарушается как внутренний (смысловой) уровень, так и языковой уровень связной речи. Смысловой уровень, то есть внутреннее программирование связной речи оказывается нарушенным в той или иной мере у всех детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Чем более сложным по степени самостоятельности является задание, чем больше оно связано с необходимостью смыслового программирования высказывания, тем труднее оно выполняется. Так, составление рассказа по серии сюжетных картинок осуществляется легче, чем по сюжетной картинке. Это объясняется тем, что в задании рассказать по серии сюжетных картинок уже имеется определённая программа связных высказываний, которая обусловлена последовательностью событий, изображённых на картинках. При составлении же рассказа по сюжетной картинке такие опорные последовательные звенья отсутствуют [13].

Исследование Н.Ю.Боряковой показало, что ни один из детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в рассказах по серии сюжетных картинок не смог достичь самого высокого уровня, на котором были рассказы нормально развивающихся детей. Лишь у 25% детей интересующей нас категории наблюдались лексические и последовательные рассказы с небольшой помощью взрослого. Рассказы же большинства детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи свидетельствовали о том, что дети недостаточно понимали связи между отельными картинками, не устанавливали причины и следствия поступков, изображённых персонажей, их мотивы. В процессе рассказа дети часто изменяли логическое направление рассказа, не соотносили последовательные части рассказа с предыдущим содержанием, теряли программу. Наблюдались нарушения в переходе от одной программы к другой. Определённая часть детей по уровню сформированности рассказов приближалась к уровню умственно отсталых детей: в их рассказах лишь перечислялись некоторые объекты картинок [15].

Е.С.Слепович объясняет, рассказы по сюжетной картинке трудны младшим школьникам с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так как речевая деятельность при таком словесном описании теснейшим образом связана со специфической деятельностью восприятия. А так как у детей с задержкой психического развития наблюдаются значительные трудности при переводе зрительных впечатлений в словесную форму, то рассказы по сюжетной картинке характеризуются определёнными особенностями [33].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...

Взаимосвязь воображения и эмоций
Воображение и эмоции - неразрывно связанные между собой психические процессы. Эмоции - аккумулятор энергии, которая необходима для нормального протекания всех психических процессов, в том числе и воображения. Эмоции предают процессам воображения динамизм. Эмоция обладает, таким образом, как бы спос ...

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Педагогическая и воспитательная работа в ДОУ № 63 пгт. Чернышевск Забайкальского края ведется согласно основной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой. Экологическое воспитание дошкольников среднего возраста в ДОУ ведется в следующих педагогических ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru