Формы организации учебной деятельности при обучении информатики

Страница 4

учебный школьник информатика моделирование формализация

Таблица

Формы организации учебной деятельности

Особенности, признаки

Этап урока

Фронтальная

Преподаватель работает со всей группой сразу. Одни внимательно слушают, другие отвлекаются, одни отвечают на вопросы, другие не слышат ни вопросов, ни ответов. Одни выполняют упражнения качественно и быстро, другие не успевают, третьи быстро и некачественно. Таким образом, эта форма работы рассчитана на «среднего» ученика.

1. Объяснение нового материала.

2. Закрепление в ходе самостоятельной работы, когда многие учащиеся сделали одну и ту же ошибку – преподаватель останавливает работу и проводит повторное объяснение.

3. Подведение итогов в конце урока.

Индивидуальная

Обучающая цель для всех общая, но работают все самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своём месте.

1. Закрепление знаний и умений.

2. Практические и контрольные работы.

Групповая

Цель общая только для членов группы, но задачи в группе у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперация. В таких случаях возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами группы, а за преподавателем остаётся ведущая роль.

1. Этап формирования новых знаний в группах для обсуждения проблем, поиска решений.

2. Закрепление знаний и умений.

3. Подведение итогов в конце занятий, с помощью групп оценивается уровень знаний и умений соперников по итогам.

Использование различных форм организации учебной деятельности и форм обучения на уроках ведут к лучшему усвоению учебного материала. Мы хотим выяснить, какие же формы организации учебной деятельности являются наиболее эффективными на уроках информатики?

Итак, при изучении курса информатики используются две основные формы занятий — лекции и практические занятия. Основной единицей курса является блок уроков, охватывающий решение определенного класса задач. Каждый блок предваряет одночасовая лекция, на которой учителем объясняются применяемые в блоке понятия, способы и методы решения задач. Последующие занятия блока — практические. Они начинаются с разбора задач. Учитель может либо сам продемонстрировать решения, либо рассмотреть их через постановку проблемной ситуации или игровой метод.

Дальнейшая роль учителя сводится к выдаче задач и консультированию учащихся при индивидуальном выполнении этих задач. По возможности следует использовать стандартные задачи, усложняемые постановкой дополнительных подзадач. Разнообразить деятельность учащихся можно через решение творческих задач и задач с межпредметным содержанием.

По завершении решения блока задач учащимся предлагается обобщающая контрольная работа на проверку степени усвоения материала. В нее входят теоретические вопросы и практические задания. При таком подходе учителю легко проверить уровень знания теоретического материала и умение применять это знание на практике. В рамках курса учащиеся получают задачи для самостоятельного решения. Их выполнение проверяется либо на одном из занятий, когда ученик излагает присутствующим процесс решения, либо во внеурочное время. В конце курса проводится итоговый контроль. Он может проходить в форме тестирования, выполнения творческих заданий или с применением кроссвордной технологии.

Наиболее эффективными формами деятельности на уроке информатики являются:

1. рассказ и объяснение;

2. беседа;

3. групповая работа;

4. взаимопроверки учащимися;

5. работа над текстом учебника;

6. самостоятельная работа.

К нетрадиционным формам учебной деятельности можно отнести:

1. дидактические игры;

2. уроки-КВНы;

3. уроки-состязания;

4. уроки-путешествия;

5. уроки-экскурсии;

6. турниры и т.д.

Одним из эффективных методов, позволяющим сформировать у учащихся определенные, согласованные с программой знания и умения по каждой теме школьного курса информатики является метод проектов. Помимо этого данный метод помогает учителю создавать условия для реализации творческих способностей учащихся, формировать умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, совершенствовать их научно-исследовательский потенциал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Устная проверка
Устная проверка знаний - основной способ учета результатов обучения. При устном опросе учитель имеет возможность проверить весь изученный материал по теме. Говоря о преимуществах такого вида опроса, можно отметить большие возможности сочетания проверки знаний учащихся с углублением и закреплением р ...

Формы внеурочных занятий
Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам: ¾ по хара ...

Определение общего недоразвития речи
Впервые понятие общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований, проведённых Р.Е. Левиной[25] и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать таку ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru