Формы организации учебной деятельности при обучении информатики

Страница 4

учебный школьник информатика моделирование формализация

Таблица

Формы организации учебной деятельности

Особенности, признаки

Этап урока

Фронтальная

Преподаватель работает со всей группой сразу. Одни внимательно слушают, другие отвлекаются, одни отвечают на вопросы, другие не слышат ни вопросов, ни ответов. Одни выполняют упражнения качественно и быстро, другие не успевают, третьи быстро и некачественно. Таким образом, эта форма работы рассчитана на «среднего» ученика.

1. Объяснение нового материала.

2. Закрепление в ходе самостоятельной работы, когда многие учащиеся сделали одну и ту же ошибку – преподаватель останавливает работу и проводит повторное объяснение.

3. Подведение итогов в конце урока.

Индивидуальная

Обучающая цель для всех общая, но работают все самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своём месте.

1. Закрепление знаний и умений.

2. Практические и контрольные работы.

Групповая

Цель общая только для членов группы, но задачи в группе у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперация. В таких случаях возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами группы, а за преподавателем остаётся ведущая роль.

1. Этап формирования новых знаний в группах для обсуждения проблем, поиска решений.

2. Закрепление знаний и умений.

3. Подведение итогов в конце занятий, с помощью групп оценивается уровень знаний и умений соперников по итогам.

Использование различных форм организации учебной деятельности и форм обучения на уроках ведут к лучшему усвоению учебного материала. Мы хотим выяснить, какие же формы организации учебной деятельности являются наиболее эффективными на уроках информатики?

Итак, при изучении курса информатики используются две основные формы занятий — лекции и практические занятия. Основной единицей курса является блок уроков, охватывающий решение определенного класса задач. Каждый блок предваряет одночасовая лекция, на которой учителем объясняются применяемые в блоке понятия, способы и методы решения задач. Последующие занятия блока — практические. Они начинаются с разбора задач. Учитель может либо сам продемонстрировать решения, либо рассмотреть их через постановку проблемной ситуации или игровой метод.

Дальнейшая роль учителя сводится к выдаче задач и консультированию учащихся при индивидуальном выполнении этих задач. По возможности следует использовать стандартные задачи, усложняемые постановкой дополнительных подзадач. Разнообразить деятельность учащихся можно через решение творческих задач и задач с межпредметным содержанием.

По завершении решения блока задач учащимся предлагается обобщающая контрольная работа на проверку степени усвоения материала. В нее входят теоретические вопросы и практические задания. При таком подходе учителю легко проверить уровень знания теоретического материала и умение применять это знание на практике. В рамках курса учащиеся получают задачи для самостоятельного решения. Их выполнение проверяется либо на одном из занятий, когда ученик излагает присутствующим процесс решения, либо во внеурочное время. В конце курса проводится итоговый контроль. Он может проходить в форме тестирования, выполнения творческих заданий или с применением кроссвордной технологии.

Наиболее эффективными формами деятельности на уроке информатики являются:

1. рассказ и объяснение;

2. беседа;

3. групповая работа;

4. взаимопроверки учащимися;

5. работа над текстом учебника;

6. самостоятельная работа.

К нетрадиционным формам учебной деятельности можно отнести:

1. дидактические игры;

2. уроки-КВНы;

3. уроки-состязания;

4. уроки-путешествия;

5. уроки-экскурсии;

6. турниры и т.д.

Одним из эффективных методов, позволяющим сформировать у учащихся определенные, согласованные с программой знания и умения по каждой теме школьного курса информатики является метод проектов. Помимо этого данный метод помогает учителю создавать условия для реализации творческих способностей учащихся, формировать умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, совершенствовать их научно-исследовательский потенциал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Обучение графической грамотности в России
В связи с необходимостью в людях, которые могли бы рисовать карты, иллюстрировать научную литературу, гравировать портреты, в начале XVIII века в России "рисунок" или как его называли тогда "рисование" был включен в учебные программы многих учебных заведений, причем не только в ...

Значение музыкального воспитания
Предмет теории и методики музыкального воспитания детей в своей основе опирается на музыку как вид искусства. Предметом теории и методики музыкального воспитания детей являются вопросы целенаправленного управления процессом музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, установление взаимосв ...

Особенности развития ребенка в период раннего детства
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru