Формы организации учебной деятельности при обучении информатики

Страница 5

Формы организации занятий в проектных технологиях обучения информатике ориентированы на стимулирование и организацию исследовательской деятельности школьников. Формы организации проектной деятельности учащихся выходят за пределы отдельного предмета или даже школы, они социально-направлены и предполагают привлечение не только нескольких учителей и администрации школы, но так же родителей, приглашенных специалистов, заинтересованных лиц. Как правило, проектная деятельность учащихся ориентирована на их самостоятельную работу во внеурочное время.

Наиболее эффективная форма организации учебного процесса младших школьников – использование дидактических игр. Игровая деятельность очень важна, поскольку, с одной стороны, именно данный вид деятельности характерен для учащихся младшего школьного возраста, а с другой – ига призвана моделировать различные аспекты человеческой деятельности. Дидактическая игра содержит два элемента – познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе эффективность игры может быть сведена к нулю. Выбирая игру, обязательно нужно стремиться к тому, чтобы она способствовала достижению учебно-воспитательной цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержке.

Дидактическая игра оказывает большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся. В результате ее систематического использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. При помощи умело построенной игры можно добиться систематического усвоения и закрепления знаний учащихся. Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества – чувство коллективизма и взаимовыручки [8].

Итак урок информатики может проходит в группах (групповая форма рабаты учащихся), насчитывающих, как правило, 8 - 10 человек, количество с точки зрения психологов наиболее оптимальное для создания благоприятного микроклимата в процессе продуктивной творческой деятельности. Благоприятный климат на уроке дает возможность и стремление проявить каждому ученику свое «Я», активно вступить в деятельность и общение.

Теоретическая часть проходит в сотрудничестве со всей группой, то есть используется фронтальная форма работы с классом. При этом учащиеся и учитель размещаются за «круглым столом» и занимают равноправное положение. Общение за «круглым столом» проходит без особого напряжения, в работу включены все до одного учащегося, отсутствует страх перед учителем, который не довлеет над учениками, а выступает в роли помощника. Этический элемент урока — это система взаимоотношений всех участников интеллектуальной работы: учителя по отношению к ученикам, учеников по отношению к учителю, учащихся по отношению друг к другу.

При выполнении практической работы за компьютером большое внимание уделяется самостоятельной (индивидуальной) работе. Самостоятельная работа учащихся — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Учитель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока. Это еще одна особенность урока информатики — наглядность степени усвоения знаний и умений учащихся в процессе их сотрудничества с учителем и друг с другом, отображающаяся на экране монитора.

На уроках информатики очень удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение. Обучение школьников в условиях постоянного доступа к компьютеру обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что при правильном формулировании заданий для компьютера ученик очень скоро обнаруживает состояние власти над “умной машиной”. Это придает ему уверенности, у ученика возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаниями от более компетентных менее компетентным, начинает выступать, как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Водно-клеевые графические материалы в образовании школьников
В этой части речь пойдет о таком графическом материале, как тушь. Тушь ( нем. tusche, франц. touche от toucher - касаться) - черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, ...

Выбор и обоснование методик развития мнемических способностей у учащихся
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основ ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости
Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34]. Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: г ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru