От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан человеческим чувством. Этот процесс, несомненно, предполагает саморазвитие, которое является ведущей константой педагогического гуманизма. В своем подходе мы рассматриваем педагогический гуманизм как системообразующий фактор становления личности, при этом в нашем понимании "становление" как педагогическая категория не тождественна "воспитанию", о чем мы говорили выше. С точки зрения функционального подхода эти категории имеют разные сущностные характеристики. Если воспитание выступает как целенаправленный процесс формирования личности в специально организованной системе, то становление, в отличие от него, предполагает переход от одной определенности бытия к другой. Оно состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции и подразумевает субъектную активность самой личности: личность сама становится тем, чем она в действительности является, а не тем, кем она представляется социуму.
Отрицать влияние реального мира на духовно-творческое становление личности бессмысленно, так как он составляет реальность человеческого существования, так же бессмысленно отрицать наличие субъективного мира как реальности автономного духовного бытия человека (В.И. Слободчиков). Важнее понять, как эти две реальности детерминируют процесс духовно-творческого становления личности.
Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, например, духовно-творческие, нужно рассмотреть те из них, которые либо содействуют ее становлению, либо сдерживают его и уродуют личность. Конечно, связь этих факторов с процессом становления не прямая и опосредствуется множеством условий, через которые фактор содействует данному процессу. При рассмотрении социально-педагогической детерминации личности обнаруживаются противоречия: с одной стороны, свойства личности определяются общественными отношениями, с другой - личность в своей общественной жизни ведет себя как сознательное существо и активно, в большей или меньшей степени, строит свои отношения с миром и другими людьми.
Из всего выше сказанного следует, что становление личности в процессе социализации обеспечивается сложной системной детерминацией. Именно этот подход обусловил анализ литературы, представленный ниже, и ориентированный исключительно на процесс духовно-творческого становления личности.
При рассмотрении движущих сил и условий развития личности А.Г. Асмолов указывает на кульминационный пункт в ходе анализа личности в обществе, которым является рассмотрение продуктивных (творчество, воображение и тому подобное) проявлений личности, вступающей в отношения к самой себе, преобразующей мир, изменяющей свою собственную природу.
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что творческие способности, потенции, возможности, которые находятся как бы в свернутом виде, могут быть развернуты, развиты при определенных условиях. В психологии и педагогике активно ведется поиск таких условий.
Новости образования:
Использование демонстрационного эксперимента в режиме on-line или в записи на CD-ROM
познавательный демонстрационный эксперимент химия Применение компьютерных технологий позволяет значительно повысить качество учебных демонстраций. Современное проекционное оборудование дает возможность показа физических, химических и других процессов с большим увеличением и разрешением, что являетс ...
Сущность игровых технологий
дидактическая игра педагогический число Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. И. Хейзинга. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленн ...
Особенности структурирования в начальной школе
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Элементы - виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний пр ...