Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности дошкольников

Педагогические практики » Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника » Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности дошкольников

Страница 1

От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан человеческим чувством. Этот процесс, несомненно, предполагает саморазвитие, которое является ведущей константой педагогического гуманизма. В своем подходе мы рассматриваем педагогический гуманизм как системообразующий фактор становления личности, при этом в нашем понимании "становление" как педагогическая категория не тождественна "воспитанию", о чем мы говорили выше. С точки зрения функционального подхода эти категории имеют разные сущностные характеристики. Если воспитание выступает как целенаправленный процесс формирования личности в специально организованной системе, то становление, в отличие от него, предполагает переход от одной определенности бытия к другой. Оно состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции и подразумевает субъектную активность самой личности: личность сама становится тем, чем она в действительности является, а не тем, кем она представляется социуму.

Отрицать влияние реального мира на духовно-творческое становление личности бессмысленно, так как он составляет реальность человеческого существования, так же бессмысленно отрицать наличие субъективного мира как реальности автономного духовного бытия человека (В.И. Слободчиков). Важнее понять, как эти две реальности детерминируют процесс духовно-творческого становления личности.

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, например, духовно-творческие, нужно рассмотреть те из них, которые либо содействуют ее становлению, либо сдерживают его и уродуют личность. Конечно, связь этих факторов с процессом становления не прямая и опосредствуется множеством условий, через которые фактор содействует данному процессу. При рассмотрении социально-педагогической детерминации личности обнаруживаются противоречия: с одной стороны, свойства личности определяются общественными отношениями, с другой - личность в своей общественной жизни ведет себя как сознательное существо и активно, в большей или меньшей степени, строит свои отношения с миром и другими людьми.

Из всего выше сказанного следует, что становление личности в процессе социализации обеспечивается сложной системной детерминацией. Именно этот подход обусловил анализ литературы, представленный ниже, и ориентированный исключительно на процесс духовно-творческого становления личности.

При рассмотрении движущих сил и условий развития личности А.Г. Асмолов указывает на кульминационный пункт в ходе анализа личности в обществе, которым является рассмотрение продуктивных (творчество, воображение и тому подобное) проявлений личности, вступающей в отношения к самой себе, преобразующей мир, изменяющей свою собственную природу.

Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что творческие способности, потенции, возможности, которые находятся как бы в свернутом виде, могут быть развернуты, развиты при определенных условиях. В психологии и педагогике активно ведется поиск таких условий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки
Ценностно-ориентированные воспитывающие ситуации для установления адекватной самооценки можно планировать и использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка и математики, а также во внеурочной деятельности. Средствами таких ситуаций могут выс ...

Цели обучения истории
Развиваясь, любое общество всегда ставило и ставит перед школой определенные социально-обусловленные цели, поскольку их реализация необходима для его функционирования. Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает, прежде всего, развитие внимания учеников. Без устойчивого внимания н ...

Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике
Фонд различных двигательных навыков в организме состоит, из врождённых движений и из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни. Человек рождается с весьма ограниченным по числу фондом двигательных навыков. Наряду с этим по наследству пе ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru