Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 2

Перейдем к анализу выполнения заданий второй серии.

Задание № 1 на различие грамматических форм единственного и множественного числа существительных (имеющих ударение на конце слова) было доступным в той или иной степени 70% детей экспериментальной группы и 50% контрольной. Различие же грамматических форм единственного и множественного числа существительных (с безударным окончанием во множественном числе) оказалось доступным в той или иной степени 60% детей (40% контрольной группы).

Задание № 2 на понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов доступно 70% детей (50% контрольной). 30% не справились с заданием.

Задание № 3 на различие форм единственного и множественного числа глаголов доступно лишь 60% (50% контрольной). 40% не справились.

Задание № 4 на различие мужского и женского рода у глаголов прошедшего времени не доступно всей экспериментальной и контрольной группы.

Также не доступным для данной категории детей оказалось понимание значения префиксальных изменений глагольных форм, понимание залоговых отношений, понимание предлогов, выражающих некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов.

Таким образом, полученные результаты позволили нам выделить следующие группы детей по уровням успешности.

1 уровень успешности – нулевой. На данном уровне находятся 10 % детей экспериментальной группы и 20 % детей контрольной группы. Это дети с сохранным слухом, которые не воспринимают речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

2 уровень успешности – ситуативный уровень развития понимания речи составил 50% от экспериментальной группы и 60 % от контрольной.

3 уровень успешности – номинативный уровень составил 30% от экспериментальной и 20% от контрольной. Знают, как называются: их игрушки; части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос); предметы одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.); предметы туалета (мыло, зубная щетка, гребешок, полотенце); предметы домашнего обихода (стол, стул, чашка, ложка); отдельные названия предметов и явлений окружающей жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет); названия животных, которых часто видит.

Пассивный глагольный словарь состоит из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, рисует, несет, везет, подает). Кроме того, знает названия действий, которые совершают близкие ему люди (папа, мама и т.д.), но словарь ограничен названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, варит, моет, шьет, подметает, гладит, рубит, пилит и т.д.). Глагольный пассивный словарь намного меньше предметного пассивного словаря.

Дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием, а не на звуковые различия слов.

Также хорошо ориентируются в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируются в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т. п.). Совершенно не понимают вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем? и т. п.).

4 уровень успешности – предикативный уровень развития понимания речи оказался доступным 10 % детей экспериментальной группы и не доступным детям контрольной группы: знают много названий действий, ориентируются в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках; различают значения нескольких первообразных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки) Дети различают количество предметов (много — мало — один), величину (большой — маленький), вкус (сладкий — соленый), а также их пространственное расположение. Упорно не соотносят цвет или величину с их словесным обозначением, ограничиваются сличением предметов по их цвету или величине.

Различают грамматические форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов, если у них сформированы представления о количестве предметов: один — много.

5 уровень успешности – расчлененный уровень остался не доступным детям обоих групп

Такое условное подразделение детей на группы с разным уровнем развития понимания речи вызывает необходимость дифференцированного подхода к ним в процессе коррекционной работы.

Импрессивная речь детей имела специфические особенности, проявляющиеся в недостаточном умении в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, а также изображением на предметных картинках. Ограниченный пассивный словарь состоящий из названий предметов, которые дети часто видят; действий, которые совершают сами или их совершают знакомые им лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко). Могут лишь ограниченно различать некоторые грамматические формы слов, а также различать слова, близкие по звучанию или имеющие сходство с предметной ситуацией. В большинстве случаев у детей отмечен низкий уровень понимания речи.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru