Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ

Страница 1

Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Для изучения вопроса использования игры в экологическом развитии детей необходимо проанализировать современные программы по разделам – экологическое воспитание и игра.

"Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой (30, с. 64) включает в себя раздел "Ознакомление с природой" с групп раннего возраста, а также раздел "Игра".

Содержание программы по ознакомлению с живой природой представлено по трём линиям, отражающим важнейшие биологические закономерности: многообразие животного и растительного мира, рост и развитие растений и животных, зависимость жизни живых существ от факторов внешней среды. Формировать представления о природе предлагается различными методами и средствами, соответствующими возрасту детей.

В младшем дошкольном возрасте ставят следующие задачи:

- формировать у детей представления об отдельных, ярких, часто встречающихся явлениях природы ближайшего окружения;

- воспитывать интерес и бережное отношение к растениям и животным, желание ухаживать за ними, умение любоваться.

Авторы отмечают, что в процессе игровой деятельности у детей развивается интерес к окружающему, пытливость, стремление узнать свойства природных материалов, с которыми они играют, побуждать сравнивать, различать, называть их.

Старший дошкольный возраст:

- расширять, уточнять и систематизировать представления детей о растениях ближайшего окружения, о домашних и диких животных, об условиях жизни живых существ, о сезонных явлениях в природе;

- формировать обобщенные представления на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

- учить детей культурно вести себя в природе, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

В разделе "Игра" по данному возрасту авторы предлагают использовать в сюжетно-ролевых играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед). Проводить подвижные игры в естественных условиях, используя особенности природного окружения в различные сезоны года. В дидактических играх развивать умения узнавать по описанию животное, растение и др.

Таким образом, в программе "Воспитание и обучение в детском саду" отражена возможность использовать игру в ознакомлении дошкольников с природой, хотя и в недостаточном объёме.

Авторы программы "Детство" В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.(11, с. 29) делают акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, ещё важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Игра занимает важное место в программе.

Программа ставит следующие задачи:

- развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

- пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Программа "Детство" раскрывает содержание знаний о природе в разделе "Ребёнок открывает мир природы".

Главной задачей в старшем дошкольном возрасте становится воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентиров в поведении и деятельности.

Рассматривается материал в следующих блоках:

- растения, животные, человек, как представители живого в мире природы;

- представления о потребностях конкретных растений, животных, людей в условиях среды;

- представления о различных средах обитания;

- представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ;

- взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах (экосистемах).

Авторы программы предлагают разработанные по возрастам познавательные и речевые умения, практические умения и отношения к природе, которые должны быть сформированы у детей.

Таким образом, в программе "Детство" игра является одним из важнейших условий развития экологических представлений детей.

Теоретическими основами программы "Развитие" (33, с. 34) являются следующие положения:

первое – концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В.Запорожцем ("Избранные психологические труды" т.2, М., 1986г.). Согласно данной концепции, основной путь развития ребёнка – амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику;

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных знач ...

Роль задач в обучение, роль задач в развитие логического мышления
Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности к творческой деятельности или, по крайней мере, спо­собности и умения отыскать более или менее оптимальное в данных условиях решение. Поэтому не удивительно то большое значение, которое современная наука придает изучению процесса ...

Выпускные экзамены как заключительная проверка знаний, умений и навыков учащихся по химии
Экзамены служат серьезным показателем работы и учащихся, и учителя. Правильно организованное повторение пройденного в году и перед экзаменами способствует систематической работе учащихся и более осознанным знаниям. Результаты экзаменов помогают учителю анализировать достижения и недостатки в своем ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru