Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ

Страница 3

Программа ориентирует на использование различных методов экологического воспитания, в том числе игровые обучающие ситуации, соединяющие игру дидактическими задачами познания экологических связей в природе.

Авторы программы "Я познаю мир" (1, с.17) отмечают, что в системе непрерывного образования (экологического) дошкольный период развития ребёнка является исключительно важным и ответственным и считают основной задачей – воспитание основ экологической культуры, которая предполагает:

- формирование элементарных экологических знаний;

- развитие гуманных чувств и эмоциональной отзывчивости;

- понимание взаимосвязи между живыми и неживыми объектами природы, умения выделять признаки живого;

- развитие эстетических чувств.

Отбор содержания экологического образования и воспитания осуществляется в соответствии с общепедагогическими принципами, среди которых особое внимание авторов обращено на следующее:

- принцип интеграции и комплексного использования средств, методов и приёмов работы;

- краеведческий принцип;

- принцип развивающего характера знаний;

- принцип систематичности;

- принцип энциклопедичности знаний;

- преемственности воспитания основ экологической культуры детей в ДОУ, семье, школе;

- гуманизация содержания и педагогического процесса в целом, акцентирование идей и принципов добра, мира, гуманизма, моральности, красоты, любви и уважения к жизни;

- ориентация технологии на игру и различные виды непосредственного общения детей с природой и деятельностью по охране природы.

В технологии экологического образования и воспитания дошкольников следует отдать предпочтение методам, приёмам и формам организации детей, которые обеспечивают формирование элементарной системы экологически-значимых знаний, развитие устойчивого познавательного отношения к природе и человеку, позволяют комплексно решать задачи развития эмоциональной сферы, эстетических и гуманных чувств.

Большое внимание авторы программы уделяют игровой деятельности. Игра один из важных методов в системе экологического образования и воспитания, используемый в сочетании и комплексе с другими средствами и методами. Особое место занимает самодеятельная сюжетно-ролевая игра, как форма практического размышления и действия на материале экологических знаний, связанных с жизненным опытом ребёнка. Содержание игры тесно связано с другими видами экологически ориентированной деятельности. Велика роль игр, возникающих по инициативе взрослых (дидактические, театрализованные, театрально-постановочные – "Экологический театр", игры развлечения). В дидактических играх экологического содержания формируются и закрепляются знания, дети знакомятся с правилами поведения в природе, решают экологические задачи и проблемные ситуации экологической ориентации. Экологичны многие народные игры на основе фольклора и национальных культурных традиций.

Использование специально ориентированных знаний предусматривает вовлечение детей в активную познавательную деятельность путём подбора педагогом интересных и разнообразных методов и приёмов, предположительно игровых, используются:

- проблемно-поисковые игры-задания;

- словесно-дидактические игры;

- развивающие игры;

- игры-драматизации;

- игры-соревнования;

- игры-путешествия.

Данная программа включает в себя блоки:

Неживая природа.

Живая природа. Растительный мир. Животный мир.

Природа и мы.

Познавательные умения.

Речевые умения.

Авторами программы разработаны уровни усвоения представлений, умений и отношения к природе; методические рекомендации к проведению занятий по экологии, воспитательно-образовательная работа в зимнем саду, уголки природы и участки ДОУ, перспективное планирование нерегламентированных видов деятельности.

Программа "Мы земляне" Н.Вересова (8, с.52)ё является одной из немногочисленных попыток реализации в практике дошкольного воспитания идей гуманитарного подхода к экологии. Экологическое воспитание в свете данного подхода понимается как процесс целостного приобщения растущей личности к культуре ценностно-смысловой и духовно-нравственной.

Программа является образовательной системой, в которой представлены два неразрывно связанных компонента: содержательный и технологический. Основной целью программы является создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников.

Основными особенностями программы являются – её игровой характер, открытость и вариативность.

Игровой характер заключается в том, что занятия проводятся не в форме игры, но являются самой настоящей игрой, спонтанной и свободной для ребёнка и воспитателя, создающейся ими совместно, далеко не всегда по заранее продуманному плану или сценарию. Игра интересна, прежде всего, тем, что по своей сути она есть свободное смысловыражение. На занятиях педагог организует игру как один из её равноправных участников, помогая ребёнку открыть те ценности – смыслы, которые можно открыть играя. Кроме того, взрослый становится для ребёнка важным источником информации, которая требуется для продолжения игры. Ребёнку нужно только то, что он немедленно может использовать в игре, следовательно, и усвоить и, таким образом, играя по программе, дети не замечают, что они одновременно и учатся. Не обучать, играя, а строить игру как способ образования – в этом особая роль воспитателя, работающего по программе "Мы земляне".

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Выбор технологии программирования для учебного процесса
Выбирая стратегию преподавания информатики в школе, необходимо учитывать, что задача общеобразовательного курса – это в большой степени выработка определенного стиля мышления, формирование наиболее общих навыков, умений и представлений, нежели освоение тех или иных конкретных языков и технических с ...

Внеурочная работа по учебным предметам
Внеурочная работа по учебному предмету — важный компонент системы урочно-внеурочной деятельности школьников. В руках педагога эта работа является эффективным средством обучения, воспитания и развития учащихся. Внеурочную работу по учебным предметам можно рассматривать как условие для реализации инд ...

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru