Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ

Страница 2

второе – концепция развития способностей, разработанная А.А.Венгером ("Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания" под ред. Венгера А.А.,М., 1986г.) и его сотрудниками. Способности помогают ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решение различных задач;

третье – теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др. Согласно их теории развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребёнка-дошкольника это, прежде всего, игра.

Таким образом, программа направлена на развитие способностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности, прежде всего, в игре.

В программе "Развитие" в старшем возрасте вводится самостоятельный раздел "Развитие экологических представлений". В нём решаются следующие задачи: развитие экологического сознания, а также интеллектуальных и творческих способностей.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение любить и понимать всё живое, с другой. Такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни, в том числе, игровой деятельности.

Авторы на данном этапе основное внимание уделяют обучению детей создавать модели живой и неживой природы, взаимосвязей экосистем в процессе игрового сюжета. Также дети играют в дидактические и подвижные игры, обобщая и закрепляя знания о природе.

Авторы программы предлагают разработанные развивающие задачи, средства решения задач, материал, а также действия детей, где основой является игровая деятельность.

Таким образом, программа "Развитие" предполагает формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в специфических детских видах деятельности, где игра занимает ведущее звено в системе.

Н.А.Рыжова в программе "Наш дом природа" (34, с. 58) основной целью выделяет воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начало экологической культуры и мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Программа рассматривает экологическое образование как неотъемлемую часть общего образования и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом воспитании дошкольников. Реализация программы предполагает конструирование педагогики окружающей среды интегрирующей подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и других форм работы с детьми. Большое внимание уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей, проведению опытов, игр и пр.

Н.А.Рыжов отмечает, что игра – любимое занятие детей. В игре легче обучать, так как чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. Игры должны давать дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношениях человека с природой. Большинство существующих игр такого типа имеют не экологическое, а природоознакомительное содержание. Желательно, чтобы игры были вариативными, то есть один и тот же момент можно было бы использовать для объяснения разных тем детям разного возраста.

С.Н.Николаева разработала программу "Юный эколог" (26, с. 42), которая основана на многолетних исследованиях в области ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания и опирается на достижения детской педагогики и психологии.

Важным содержательным аспектом программы являются знания о взаимоотношениях человека с природой. "Юный эколог" - программа личностного развития. Поэтому ее ведущий стержень – формирование в детях положительного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации к этому миру.

Главная цель программы – заложить в детях начало осознанно-правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных знаний. В программе представлены пять разделов. Первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий представляет их роль в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый раздел показывает формы взаимодействия человека с природой.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии
Теоретическое представление о воспитании - это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат - в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Он ...

Готовность учеников решать проблемные задания
Привлечение детей к решению проблемного задания возможно при условии общей и локальной готовности их к этому виду деятельности. Прежде чем рассмотреть содержание общей и локальной готовности, нужно выяснить особенности деятельности, которая осуществляется в процессе выполнения проблемного задания. ...

Обучающие игры для предметов гуманитарного цикла
Ключевым моментом подавляющего большинства инновационных технологий является игра. Она занимает особенное место среди средств активизации учебного процесса. Исследования показывают, что, включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удов ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru