Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Педагогические практики » Использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста » Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Страница 3

Т. Николаева в публикации «Экология детства» подчеркивает, что обратив внимание на особенности взаимоотношений малыша и природы, мы имеем поистине неограниченные возможности развить и воспитать в нём лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить его здоровье.

Среди книг ребёнка обязательно должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюстрированные справочные издания на эту тему, и книги об интересных явлениях природы. А с каким удовольствием малыш будет слушать рассказы о ваших походах и путешествиях, рыбалке, о том, какая норовистая корова была когда-то у бабушки или как курица соседа по даче высиживала цыплят!

От наблюдений ребёнок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений природы, и тут у нас есть богатейшие возможности развивать исследовательский талант малыша. Жизнь растений, насекомых, домашних и даже некоторых диких животных, удивительные свойства обыкновенной воды, почва, минералы – перечислять интереснейшие темы можно бесконечно, выбирайте то, что интересует вас самих, и ребёнок обязательно разделит ваши интересы. А если вы вместе найдёте ракушечник на склоне оврага, доказывающий, что в незапамятные времена здесь был океан, или обнаружите кусок метеорита в куче щебёнки (а это действительно возможно), то поверьте, ребёнок запомнит это на всю жизнь. А сколько впечатлений подарят ему фонарик, бинокль, микроскоп, телескоп! [37, с. 115]

О. Газина подчеркивает важность дидактических игр в экологическом воспитании. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются педагогами, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе [15, с. 39].

С. Вдовиченко, Т. Воробьева в статье «Экологические модели» предлагают использовать в экологическом воспитании необычные дидактические пособия «Цветик-семицветик» (модель комнатного растения с легко отделяющимися частями в прозрачном горшке, наполненном землей, песком, дренажом, и набор игрушечных насекомых и дождевых червей) и «Календарь природы» (с его помощью дети вместе с педагогом могут создавать модель определенного времени года, изготавливать дополнительные пособия, закреплять последовательность месяцев и дней недели).

Цель дидактических пособий – углублять и расширять знания по экологии. Задачи: расширять объем знаний о связи растений и животных со средой обитания; способствовать формированию эмоционально-действенного отношения к окружающему миру; пробуждать желание созидать; формировать эстетический вкус [10, с. 121].

. В статье «В мире цветовой экологии» Л. Минина и Г. Фильцина. Предлагают систему наблюдений за растениями, которые окружают детей. Они пишут: «В своей работе основной акцент мы сделали на разработку системы наблюдений за растениями на экологической тропе на участке детского сада, а также в памятниках природы регионального значения.

В конце каждого наблюдения мы организуем составление цветовых палитр. Прием является авторским,… Технология составления цветовой палитры достаточно проста. Любование природным объектом, его созерцание заканчиваются просьбой к растениям подарить на память несколько лепестков и стебельков. На лист бумаги выкладываются разные по форме и цвету части растений, записываются дата сбора и названия растений.

Данный прием, подразумевающий совместную деятельность детей и педагогов, позволяет запечатлеть красоту растения в разные времена года, сравнивать объекты наблюдения по цвету, биологическому разнообразию. В итоге дети учатся видеть красоту и гармонию природы [32, с. 85].

В. Курашова предлагает методику экологического воспитанию средствами фольклора. Так как эффективность экологического воспитания средствами фольклора во многом зависит от профессиональной компетентности воспитателя, то в план семинара-практикума с преподавательским составом включено занятие о роли предметно-развивающей среды в приобщении ребенка к русскому фольклору. Его целью является уточнение представления воспитателей о предметах народного быта. Занятия организуются в виде экскурсии с воспитателями в этнографический музей. В процессе обсуждения намечаем тематику мероприятий для дошкольников, предлагаем спланировать занятия, соединяя музыкальную и изобразительную деятельность, например «Я вышиваю платочек» [27, с. 109].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Психолого-педагогические особенности взаимодействия с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает отношение к объектам растительного и жив ...

Цель и задачи опытно-практической работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
В основу нашей опытно-практической части выпускной квалификационной работы легла система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка и во внеурочное время, описана в теоретической части. Цель опытно-практической работы разработать и а ...

Использование демонстрационного эксперимента в школьном курсе химии
Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в процессе обучения позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химии как науки. Демонстрационным называют эксперимент, которы ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru