Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Педагогические практики » Использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста » Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Страница 2

Т. Богданец в статье «Экологические знания – первое представление о мире» говорится: «Практика работы показывает: чтобы изучать окружающий мир, наиболее целесообразен и продуктивен экологический подход…Основные знания дети получают в ходе прогулок; дополнительные – на занятиях в группе» [7, с. 52].

Добиться успеха в решении задач экологического воспитания детей только вербальными методами педагог не сможет, понадобятся активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приемами [7, с. 52].

Н. Никонова в своей публикации описывает создание Лаборатории природы. Она считает, что в детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный Уголок природы, Лаборатория природы или Комната природы. «Мы исходим из того, что развивающей является такая среда, в которой ребенок может свободно и самостоятельно действовать, поэтому в Лаборатории природы нами созданы условия, для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы-опыты поискового и подражательного характера, каждый ребенок приобретает личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная позиция [38, с. 28].

О. Соломенникова предлагает диагностику экологических знаний дошкольников в соответствии с концепцией автора программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Она говорит о том, что экологическое воспитание «необходимо проводить в процессе интеграции занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей» [53, с. 21].

Л. Маневцова в публикации «Ребенок познает мир природы» пишет: «В качестве важнейшего содержания экологического воспитания выступают знания о труде, а также самостоятельная трудовая деятельность детей по уходу за животными и растениями, по овладению несложными способами охраны природы» [30, с. 17].

Автор предлагает свою программу развития экологических знаний детей. Педагогический процесс осуществляется на занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми в повседневной жизни, а также стимулированной педагогами и родителями самостоятельной деятельности детей в природном окружении.

Л. Бобылева говорит, что доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней [6, с. 10].

В статье В. Вавиловой «О методике экологического образования» делается акцент на специальную педагогику и дифференцированный подход к детям с ограниченными возможностями. Одной из важнейших задач воспитания детей с теми или иными нарушениями развития является их социальная адаптация, т.е. овладение определенным жизненно необходимым видом деятельности. Для этого в детскому учреждении создается специальная предметно-развивающая среда, которая обеспечивает условия для развития именно этой категории детей (макеты, муляжи, видематериалы) [9, с. 123].

Т. Зерщикова и Т. Ярошевич опираются в своей статье на программу Н. Рыжовой. Они пишут: «Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Очень эффективны, с точки зрения экологического развития дошкольников, комплексные развивающие занятия, построенные в виде игр (путешествия, приключения, научные конференции), викторины, «Поле чудес» и т.п.» [24, с. 3].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Содержание обучения математике
Содержание обучения математики является актуальной проблемой на протяжении всей истории преподавания математики. Достаточно сказать, что за последние десятилетия к ней обращались такие ученые и исследователи, как В.И. Арнольд, Э. Борель, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, В. Сервэ, В.М. Тихомиров и др ...

Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков во внеучебное время
Ильина Т.А внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы. [ 9 ] Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых в ...

Развитие логического мышления в геометрии
Задача преподавания геометрии – развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понима­ние и логическое мышление. Разумеется, в задачи курса геометрии входит: дать учащимся, как это принято говорить, основные знания и умения в области гео­метрии. Однако все же главные, г ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru