Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Педагогические практики » Использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста » Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Страница 2

Т. Богданец в статье «Экологические знания – первое представление о мире» говорится: «Практика работы показывает: чтобы изучать окружающий мир, наиболее целесообразен и продуктивен экологический подход…Основные знания дети получают в ходе прогулок; дополнительные – на занятиях в группе» [7, с. 52].

Добиться успеха в решении задач экологического воспитания детей только вербальными методами педагог не сможет, понадобятся активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приемами [7, с. 52].

Н. Никонова в своей публикации описывает создание Лаборатории природы. Она считает, что в детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный Уголок природы, Лаборатория природы или Комната природы. «Мы исходим из того, что развивающей является такая среда, в которой ребенок может свободно и самостоятельно действовать, поэтому в Лаборатории природы нами созданы условия, для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы-опыты поискового и подражательного характера, каждый ребенок приобретает личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная позиция [38, с. 28].

О. Соломенникова предлагает диагностику экологических знаний дошкольников в соответствии с концепцией автора программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Она говорит о том, что экологическое воспитание «необходимо проводить в процессе интеграции занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей» [53, с. 21].

Л. Маневцова в публикации «Ребенок познает мир природы» пишет: «В качестве важнейшего содержания экологического воспитания выступают знания о труде, а также самостоятельная трудовая деятельность детей по уходу за животными и растениями, по овладению несложными способами охраны природы» [30, с. 17].

Автор предлагает свою программу развития экологических знаний детей. Педагогический процесс осуществляется на занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми в повседневной жизни, а также стимулированной педагогами и родителями самостоятельной деятельности детей в природном окружении.

Л. Бобылева говорит, что доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней [6, с. 10].

В статье В. Вавиловой «О методике экологического образования» делается акцент на специальную педагогику и дифференцированный подход к детям с ограниченными возможностями. Одной из важнейших задач воспитания детей с теми или иными нарушениями развития является их социальная адаптация, т.е. овладение определенным жизненно необходимым видом деятельности. Для этого в детскому учреждении создается специальная предметно-развивающая среда, которая обеспечивает условия для развития именно этой категории детей (макеты, муляжи, видематериалы) [9, с. 123].

Т. Зерщикова и Т. Ярошевич опираются в своей статье на программу Н. Рыжовой. Они пишут: «Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Очень эффективны, с точки зрения экологического развития дошкольников, комплексные развивающие занятия, построенные в виде игр (путешествия, приключения, научные конференции), викторины, «Поле чудес» и т.п.» [24, с. 3].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные ...

Выгоды России от участия в Болонском процессе
Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: ...

Педагогическая деятельность
В.А. Сухомлинский был человеком целеустремленным. Всю свою сознательную жизнь он без остатка отдал делу коммунистического воспитания детей. Девиз его жизни очень точно выражен в названии одной из последних книг «Сердце отдаю детям». Расцвет педагогического творчества В.А. Сухомлинского приходится н ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru