Путь Роберта Оуэна

Страница 2

В 1818 году Оуэн пропагандировал свои идеи среди европейских общественных деятелей, учёных. Издал «Обращение к правительствам Европы и Америки по поводу рабочих классов» на 3 языках. Познакомился с Песталоцци, Фелленбергом, Оберлином. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна. Он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда. Опубликовал «Доклад совету графства Ланарк о мерах борьбы с бедностью». Обратился с «Воззванием к рабочим классам», в котором призывал к отказу от борьбы.

С 1821 по 1826 – Роберт Оуэн пропагандировал кооперативное рабочее движение, основал «Кооперативное экономическое общество» среди рабочих-печатников, позднее – «Лондонское кооперативное общество», научный «Кооперативный журнал». Развернул широкую просветительную деятельность в среде потребительских обществ. Сблизился с рядом будущих руководителей чартистского движения. В 1823 году в своих трудах Роберт Оуэн описал теорию необходимости образования производительных ассоциаций в сочинениях «Объяснение причин нищеты, в которой утопает цивилизованный мир» и «Новый Моральный мир» («Explanation of the causes of distress in which pervades the civilised World» and «The New Moral World»)/

В 1824-5 годах после многочисленных столкновений с компаньонами предприятия в Нью-Ланарке вынужден был пойти на уступки и подписать «соглашение» о значительном изменении характера работы в «Новом Институте» Уехал в Америку, где вёл в лекциях и в печати пропаганду своих идей.

В 1825 году в американском штате Индиана на основе уравнительного коммунизма Оуэн сформировал коммунистическую общину «Новая гармония». Организовал там школу для маленьких детей и начальную школу. Эта попытка осуществления его идей закончилась крахом (1827). До 1831 года Роберт Оуэн участвовал в движении за объединение профессиональных организаций в «Национальный союз рабочих и других классов» в Англии и Шотландии. Продолжал пропагандировать отказ от стачек и другой формы классовой борьбы. Выступал за овладение производством через кооперацию.

Покинув в 1829 году Нью-Ланарк, Оуэн целиком посвятил себя пропагандистской деятельности.

В 1832 году в Англии Роберт Оуэн принялся за новое дело, которое тоже закончилось неудачей, но имело большое социально-политическое значение: он сделал попытку организации «Биржи трудового обмена», где производители должны были обмениваться своими изделиями «на справедливой основе».

В 1833—1834 годах он руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов. Организационная слабость, недостаток средств, сопротивление хозяев, имевших поддержку правительства,— все это привело союз к распаду.

После 1834 года Оуэн продолжал много писать, издавал журналы, участвовал в организации ещё одной общины и неутомимо проповедовал свои взгляды, но перестал быть интересным для общественности [1.1, по состоянию на 13.04.12].

В 1835 году Роберт Оуэн объединил различные общества и группы, пропагандировавшие его учение, в «Ассоциацию всех классов и наций». Читал в Лондоне курс публичных лекций; издал эти лекции под названием «Браки духовенства в старом безнравственном мире», обличая в них религиозные основы брака. Пропагандировал идеи социализма не только в Лондоне, но и в фабричных округах северной Англии, согласно постановлению первого конгресса социалистов, собравшегося 1 мая 1835 года, в составе нескольких тысяч человек, под председательством Оуэна.

В 1836 году вышла в свет 1 часть произведения Оуэна «Книга нового морального мира», в котором наиболее полно и систематически изложены его взгляды на мораль и воспитание [3, с. 52-59]

С 1837 по 1843 годы появились новые оуэнистские организации – издательства, «дома науки», «дома собраний», общества, ведшие борьбу с ортодоксальной церковью, с сектантством, издававшие брошюры и книги по философии и социологии. Оуэн организовал воскресные чтения для рабочих, антирелигиозные собрания. В 1839 году была сделана вторая попытка организовать коммунистическую колонию – Гармони-Холл в Англии (Гемпшир). С 1841 года он был её директором, оборудовал школу для детей оуэнистов всей Англии. В 1843 году – отказался от руководства колонией, которая распалась в 1845.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века
Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. В этой связи в общественно-политической жизни общества усилива ...

Речь про себя
Все наблюдавшие за развитием детей очень хорошо знают, что малыш выражает свои мысли громкой речью. Увидев привлекательный или неприятный для него предмет, ребенок сразу заявляет об этом во весь голос. Увидев мать, он кричит: "Ма-ма!"; при виде кошки громко восклицает: "Киса! Хочу ки ...

Сущность культуры межнационального общения как качества личности
Обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [58]. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru