Путь Роберта Оуэна

Страница 4

Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству («Обращение к управляющим мануфактурами»), указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей. Оуэн так же считается отцом теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достаётся массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль[10, с.13].

Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили одним из источников коммунизма. Идеи Оуэна были переосмыслены Карлом Марксом, Владимиром Лениным, Фридрихом Энгельсом (который считал Р. Оуэна «родоначальником английского социализма» и полагал, что «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Р. Оуэна»). Определённое влияние его теорий испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и другие революционеры-демократы [4, с. 37]

В рассмотрении педагогической стороны деятельности Роберта Оуэна, несомненно, имеет большое значение «Доклад совету графства Лэнарк», в котором он практически разработал план организации профсоюзов (тогда они назывались ассоциациями или кооперациями рабочих). Вначале Оуэн думал об устройстве ассоциаций или колоний только для не имеющих работы, но затем пришёл к мысли о необходимости полного преобразования промышленной системы. Оуэн полагал, что промышленная система была построена на трёх ложных началах: на детальном разделении труда, которое ухудшает расу; на соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов; и, на получении прибыли, возможной только тогда, когда спрос равен или превышает предложение. Реальный же интерес общества требовал, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса. До изобретения машин ещё можно было поддерживать такое ненормальное положение, но после промышленной революции вся система находилась в критическом положении, приводя к разорению владельцев фабрик и голодовке рабочих.

Страницы: 1 2 3 4 

Новости образования:

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой ...

Роль общения с родителем для развития ребенка раннего возраста
Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации вн ...

Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи
Общей целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; сформированная готовность у него к социально-одобряемой деятельности. Основными принципами структуры создания ситуации успеха является следующее: принцип ориентации на личность воспитан ...

Главное на сайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru