Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству («Обращение к управляющим мануфактурами»), указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей. Оуэн так же считается отцом теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достаётся массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль[10, с.13].
Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили одним из источников коммунизма. Идеи Оуэна были переосмыслены Карлом Марксом, Владимиром Лениным, Фридрихом Энгельсом (который считал Р. Оуэна «родоначальником английского социализма» и полагал, что «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Р. Оуэна»). Определённое влияние его теорий испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и другие революционеры-демократы [4, с. 37]
В рассмотрении педагогической стороны деятельности Роберта Оуэна, несомненно, имеет большое значение «Доклад совету графства Лэнарк», в котором он практически разработал план организации профсоюзов (тогда они назывались ассоциациями или кооперациями рабочих). Вначале Оуэн думал об устройстве ассоциаций или колоний только для не имеющих работы, но затем пришёл к мысли о необходимости полного преобразования промышленной системы. Оуэн полагал, что промышленная система была построена на трёх ложных началах: на детальном разделении труда, которое ухудшает расу; на соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов; и, на получении прибыли, возможной только тогда, когда спрос равен или превышает предложение. Реальный же интерес общества требовал, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса. До изобретения машин ещё можно было поддерживать такое ненормальное положение, но после промышленной революции вся система находилась в критическом положении, приводя к разорению владельцев фабрик и голодовке рабочих.
Новости образования:
Значение формирования диалогических умений в становлении иноязычной речи
младших школьников
В начале данного пункта первой главы нам стоит выяснить, что же такое диалогические умения и иноязычная речь. Нами было проанализировано множество психолого-педагогической литературы. Следует отметить, что определение «иноязычная речь» мы смогли найти только в одном источнике, в словаре русского яз ...
Уроки-семинары по русскому языку в старших классах
Необходимость выбора иной формы организации уроков диктуется и тем, что старшеклассники – это потенциальные студенты, поэтому вполне закономерно уделять особое внимание таким формам работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д., ведь именно в этих формах будут проходить заня ...
Умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе изучения темы
Умения и навыки распознавания веществ: уметь отличить аммиак, нашатырный спирт от других веществ, распознать соли аммония, оксида азота ( IV ), концентрированную и разбавленную азотную кислоту, соли азотной кислоты. Лабораторные умения и навыки: наливать растворы из склянки в пробирку, брать сухие ...