Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству («Обращение к управляющим мануфактурами»), указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей. Оуэн так же считается отцом теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достаётся массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль[10, с.13].
Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили одним из источников коммунизма. Идеи Оуэна были переосмыслены Карлом Марксом, Владимиром Лениным, Фридрихом Энгельсом (который считал Р. Оуэна «родоначальником английского социализма» и полагал, что «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Р. Оуэна»). Определённое влияние его теорий испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и другие революционеры-демократы [4, с. 37]
В рассмотрении педагогической стороны деятельности Роберта Оуэна, несомненно, имеет большое значение «Доклад совету графства Лэнарк», в котором он практически разработал план организации профсоюзов (тогда они назывались ассоциациями или кооперациями рабочих). Вначале Оуэн думал об устройстве ассоциаций или колоний только для не имеющих работы, но затем пришёл к мысли о необходимости полного преобразования промышленной системы. Оуэн полагал, что промышленная система была построена на трёх ложных началах: на детальном разделении труда, которое ухудшает расу; на соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов; и, на получении прибыли, возможной только тогда, когда спрос равен или превышает предложение. Реальный же интерес общества требовал, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса. До изобретения машин ещё можно было поддерживать такое ненормальное положение, но после промышленной революции вся система находилась в критическом положении, приводя к разорению владельцев фабрик и голодовке рабочих.
Новости образования:
Развитие мышления при обучении математике
Рассматривая вопрос о средствах и условиях развития мышления, определим эти понятия. Под условиями, согласно теории деятельности, понимают все то, что влияет на характер и эффективность деятельности, а под средством - такие условия, которыми субъект деятельности может произвольно и непроизвольно оп ...
Принципы структурной алгоритмизации
На сегодняшний день самой популярной методикой программирования является структурное программирование "сверху – вниз". Эта технология программирования представляет собой процесс пошагово разбиения алгоритма на все более мелкие части с целью получить такие элементы, для которых можно легко ...
Особенности рефлексии
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, мы предлагаем следующую классификацию вид ...