Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг

Страница 6

С этого момента в лаборатории молекулярной физики Ставропольского пединститута вновь активизируются фундаментальные исследования по фотофизике и спектроскопии сложных органических молекул в твердых растворах, которые организует Д. М. Гребенщиков, будучи уже тяжело больным человеком. Он продолжал разрабатывать и создавать экспериментальные установки, ставил задачи для исследования, привлекая к этому студентов и молодых преподавателей. Летом 1990 года Д. М. Гребенщикова не стало. К этому времени им была создана научно-исследовательская база - лаборатория молекулярной спектроскопии для проведения фундаментальных исследований в области фотофизики сложных органических молекул, выполнения курсовых и дипломных работ по оптике и спектроскопии, проведения дисциплин специализации и курсов по выбору. Эта лаборатория включала экспериментальные установки для спектральных, кинетических и температурных исследований, методики измерения, небольшую специализированную библиотеку.

В библиотеке лаборатории молекулярной спектроскопии и сейчас ц имеется основная литература (в том числе редкая) по соответствующей проблематике. Периодические издания: журналы «Оптика и спектроскопия», «Журнал прикладной спектроскопии», «Реферативный журнал. Физика» в наличии с 60-х гг., книги и большинство журналов - из личных фондов В. А. Бутлара, Д. М. Гребенщикова, М. И. Дерябина и др.

В библиотеке имеется книга академика А. Н. Терелина «Фотоника молекул красителей и родственных органических соединений» с дарственной надписью В. А. Бутлару «Дорогому Виктору Александровичу с сердечными пожеланиями и большими надеждами - сотрудники оптической лаборатории. Москва, 7 мая 1968 год». Подписи Э. В. Шпольского, Р. И. Персонова, Т. Н. Болотниковой, Т. А. Теплицкой и других сотрудников оптической лаборатории МГПИ им. В. И. Ленина.

Важным моментом развития кафедр физики и математики Ставропольского государственного педагогического института стало образование нового научного направления, которое не развилось еще до уровня научной школы «Спектроскопия сложных органических молекул». Это направление возникло в процессе межвузовской научной интеграции, как дочернее направление школы Э. Шпольского, сложившейся при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. Оно развивалось в тесном взаимодействии с основной научной школой и, помимо научно-исследовательских результатов, позволило накопить ценный опыт межвузовской интеграции: научные стажировки и консультации ставропольских ученых при соответствующих кафедрах и лабораториях МГПИ им. В.И. Ленина; совместные научные конференции и семинары; совместные публикации; создание специализированных лабораторий, как в головном центре, так и в СГПИ, в которых проводились совместные эксперименты, происходила взаимопроверка результатов научных исследований.

Результатом научной деятельности стало доказательство эффективности применения кинетических методов исследования, которое заключается в изучении кинетики затухания фосфоресценции для различных мультиплетов в спектрах Шпольского. Работы ученых спектроскопической лаборатории показали, что время затухания фосфоресценции для различных мультиплетов немного отличается. Полученные результаты полярно отличались от исследований, проводимых ранее по этому направлению. Ставропольским ученым удалось доказать точность своих результатов благодаря упорной лабораторной работе. Было получено прямое доказательство того, что мультиплетная структура спектров Шпольского обусловлена не расщеплением энергетических термов в кристаллическом поле растворителя, а есть не что иное, как просто наложение спектров молекул находящихся в различных условиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Новости образования:

Цель, задачи и содержание внеурочной работы по учебным предметам
В школьной практике учитель имеет возможность по своему усмотрению в зависимости от конкретных условий организации внеурочной работы определить ее цель и задачи. Стратегической же целью организации внеурочной работы школьников по учебному предмету является создание условий для развития и саморазвит ...

Виды и уровни проблемного обучения
Процесс проблемного обучении порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать. М.И. Махмутов считает, что виды проблемного обучения ...

Анализ информационных ресурсов
Одним из вопросов, ставший особенно актуальным в условиях быстрого изменения всей системы образования: каким в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив? Прежде всего гораздо более самостоятельным и развитым в социально-психологическом отношении. Он должен стать творческим, само ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru