Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг

Страница 4

Трифенилен обладает яркой голубой фосфоресценцией большой длительности (т ~ 16 сек.). В работе Е. Броуэна и Б. Броклх был впервые получен квазилинейчатый спектр фосфоресценции раствора трифенилена в н-гексане, и эти данные были затем уточнены в работе В. А. Бутлара и Д. М.Гребенщикова. В этой работе был выполнен вибрационный анализ спектра фосфоресценции в предположении, что частота наиболее коротковолновой линии 423 8А (в н-гептане) соответствует (0-0) переходу. Точно установить (0-0) переход для фосфоресценции авторам не удалось. Так как выход фосфоресценеции много выше выхода флуоресценции, идентификацию этого соединения удобнее вести по спектрам фосфоресценции42.

В 1977 году обстоятельства в институте сложились так, что Гребенщикова сначала «вынудили» уйти с заведования кафедрой, а затем и из института. В 1978 году он переходит работать на кафедру физики Ставропольского политехнического института, там, в лаборатории фотоэлектронной спектроскопии он совместно с доцентом М. А. Голубиным создает экспериментальные установки и продолжает заниматься спектроскопией сложных молекул. Здесь им была разработана и создана экспериментальная установка для изучения различных стадий кинетики фосфоресценции. В это время в лаборатории молекулярной спектроскопии пединститута В. В. Солодунов продолжал исследование особенностей замедленной флуоресценции в системах Шпольского, а остальные сотрудники переключились на выполнение хоздоговорных исследований по определению ароматических углеводородов в природных и техногенных средах спектрофлуориметрическими методами по квазилинейчатым спектрам люминесценции, которыми руководил С.А. Козлов, он же осуществлял руководство лабораторией. В 1982 году по плану научно-исследовательской работы и по результатам, достигнутым В.В. Солодуновым, им была подготовлена и успешно защищена кандидатская диссертационная работа.

Диссертационная работа В. В. Солодунова была представлена на тему «Спектры и кинетика затухания флуорисценции некоторых систем Шпольского» по специальности 10. 04. 05 - оптика. Тема диссертации связана с научно-исследовательской работой спектральной лаборатории по теме «Спектроскопия органических соединений в н-парафиновых матрицах» включенной в план работы института. Работа посвящена экспериментальному исследованию замедленной флуоресценции ароматических молекул, возникающих в результате переноса энергии триплетного возбуждения, в условиях эффекта Шпольского. Актуальность темы исследования определялась, во-первых, широким распространением переноса энергии электрического возбуждения, как в природных системах (например, фотосинтезе), так и во многих искусственных системах (лазерах), с широким применением эффекта Шпольского при исследовании фотопроцессов и для целей спектрального анализа. Диссертационная работа В. В. Солодунова явилась продолжением систематических исследований оптических свойств молекулярных систем методом Шпольского, проводимых в течение 20 лет на кафедре общей физики.

Солодуновым были получены совершенно новые тонкоструктурные («квазилинейчатые») спектры замедленной флуоресценции. В ходе научных работ экспериментально было исследовано влияние мощности возбуждения, концентрации раствора, молекулярного кислорода и спектральной области возбуждения на замедленную флуоресценцию (ЗФ) и установлен антигиляционный механизм излучения. В. В. Солодуновым было обнаружено, что квазилинейчатые спектры ЗФ, в отличие от ЗФ различных других молекулярных систем, не тождественны спектрам обычной (быстрой) флуорисценции, что давало возможность получения дополнительной информации о примесных центрах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных знач ...

Зависимость методов от учительского «Я», целей и объектов воспитания
Результаты воспитания зависят не только от методов, но и от умелого их применения, а также от знания объекта. Поэтому , метод- это «я».Все через меня. Нет плохих методов,…. Хороших методов столько же, сколько - хороших учителей. Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность ...

Профессионально обусловленные требования к культуре педагога
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориент ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru