Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг

Страница 4

Трифенилен обладает яркой голубой фосфоресценцией большой длительности (т ~ 16 сек.). В работе Е. Броуэна и Б. Броклх был впервые получен квазилинейчатый спектр фосфоресценции раствора трифенилена в н-гексане, и эти данные были затем уточнены в работе В. А. Бутлара и Д. М.Гребенщикова. В этой работе был выполнен вибрационный анализ спектра фосфоресценции в предположении, что частота наиболее коротковолновой линии 423 8А (в н-гептане) соответствует (0-0) переходу. Точно установить (0-0) переход для фосфоресценции авторам не удалось. Так как выход фосфоресценеции много выше выхода флуоресценции, идентификацию этого соединения удобнее вести по спектрам фосфоресценции42.

В 1977 году обстоятельства в институте сложились так, что Гребенщикова сначала «вынудили» уйти с заведования кафедрой, а затем и из института. В 1978 году он переходит работать на кафедру физики Ставропольского политехнического института, там, в лаборатории фотоэлектронной спектроскопии он совместно с доцентом М. А. Голубиным создает экспериментальные установки и продолжает заниматься спектроскопией сложных молекул. Здесь им была разработана и создана экспериментальная установка для изучения различных стадий кинетики фосфоресценции. В это время в лаборатории молекулярной спектроскопии пединститута В. В. Солодунов продолжал исследование особенностей замедленной флуоресценции в системах Шпольского, а остальные сотрудники переключились на выполнение хоздоговорных исследований по определению ароматических углеводородов в природных и техногенных средах спектрофлуориметрическими методами по квазилинейчатым спектрам люминесценции, которыми руководил С.А. Козлов, он же осуществлял руководство лабораторией. В 1982 году по плану научно-исследовательской работы и по результатам, достигнутым В.В. Солодуновым, им была подготовлена и успешно защищена кандидатская диссертационная работа.

Диссертационная работа В. В. Солодунова была представлена на тему «Спектры и кинетика затухания флуорисценции некоторых систем Шпольского» по специальности 10. 04. 05 - оптика. Тема диссертации связана с научно-исследовательской работой спектральной лаборатории по теме «Спектроскопия органических соединений в н-парафиновых матрицах» включенной в план работы института. Работа посвящена экспериментальному исследованию замедленной флуоресценции ароматических молекул, возникающих в результате переноса энергии триплетного возбуждения, в условиях эффекта Шпольского. Актуальность темы исследования определялась, во-первых, широким распространением переноса энергии электрического возбуждения, как в природных системах (например, фотосинтезе), так и во многих искусственных системах (лазерах), с широким применением эффекта Шпольского при исследовании фотопроцессов и для целей спектрального анализа. Диссертационная работа В. В. Солодунова явилась продолжением систематических исследований оптических свойств молекулярных систем методом Шпольского, проводимых в течение 20 лет на кафедре общей физики.

Солодуновым были получены совершенно новые тонкоструктурные («квазилинейчатые») спектры замедленной флуоресценции. В ходе научных работ экспериментально было исследовано влияние мощности возбуждения, концентрации раствора, молекулярного кислорода и спектральной области возбуждения на замедленную флуоресценцию (ЗФ) и установлен антигиляционный механизм излучения. В. В. Солодуновым было обнаружено, что квазилинейчатые спектры ЗФ, в отличие от ЗФ различных других молекулярных систем, не тождественны спектрам обычной (быстрой) флуорисценции, что давало возможность получения дополнительной информации о примесных центрах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Модель опытно- экспериментальной работы
Наше исследование велось во 2-м классе, что соответствует основному этапу формирования коммуникативных умений. Исследовательской базой являлся 2-й класс «А»,школы № 15 г. Орска Опытно – экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем э ...

Речевые упражнения в развитии диалогической речи учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы
Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации. Это можно сделать при помощи речевых уп ...

Сущность познавательного интереса школьников
Проблема мотивации на учёбу – одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому – скучно, один хочет учиться, а другой – пассивен. Любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. В обучении мотивация выражается в принятии учеником ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru