Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг

Страница 3

Французские исследователи очень хотели посетить лабораторию молекулярной спектроскопии Ставропольского государственного пединститута, чтобы ознакомиться с экспериментальными установками и методиками, а по возможности провести некоторые измерения. Однако их не пустили в Ставрополь представители советской власти, чтобы не показывать институт в целом.

В конце 1970-х гг. В. А. Бутлар по состоянию здоровья уходит с заведования кафедрой общей физики и передает руководство кафедрой и лабораторией молекулярной спектроскопии Д. М. Гребенщикову. Кафедра приобрела электронный микроскоп и лучший по тем временам отечественный спектрометр ДФС - 12. Для обучения работе на электронном микроскопе был направлен В. В. Падалка, который впоследствии проводил на нем исследования.

С середины 70-х годов в лаборатории начинают выполняться хоздоговорные исследования по заказу предприятий и научно- исследовательских институтов края. На электронном микроскопе В. В. Падалка проводил исследования, связанные с изготовлением резисторов, под руководством Д. М. Гребенщикова велись исследования по кинетике люминесценции по заказу НИИ люминофоров. В конце 70-х годов был заключен хоздоговор на пять лет с Северо-Кавказским НИИ природных газов по определению полициклических ароматических углеводородов в керне пород.

Таким образом, в 70-х годах продолжала укрепляться материальная ба-залаборатории: приобретались новые приборы, создавались новые экспериментальные установки, разрабатывались методы исследования, повышался профессиональный уровень (в научном смысле) преподавателей.

К концу 70-х годов вопросы, связанные с физической природой эффекта Шпольского и особенностями квазилинейчатых спектров фосфоресценции, были, в основном, решены. Специалисты, работающие в этой области, стали изучать более тонкие эффекты (эффект Штарка в системе Шпольского), возбуждение отдельных групп молекул и другие вопросы. Для их исследования необходимы были спектральные приборы высокой разрешающей силы, более низкие температуры (4° К и ниже), чем могли получать в лаборатории (77° К), современные мощные (в том числе перестраиваемые) лазеры. Всего этого в лаборатории не было и по материальным соображениям нельзя было приобрести. Д. М. Гребенщиков с сотрудниками начал заниматься бимолекулярными процессами с участием органических молекул в триплетном состоянии в системах Шпольского, такими, как триплет-триплетный перенос энергии электронного возбуждения и триплет триплетная аннигиляция.

И уже первые исследования в этой области дали новые результаты. Так В.В. Солодуновым были впервые получены квазилинейчатые спектры замедленной флуоресценции органических молекул в матрицах Шпольского 41, которая является следствием триплет- триплетной аннигиляции.

К середине 70-х годов был накоплен большой экспериментальный материал по квазилинейчатым спектрам люминесценции. В связи с этим и с широким их применением в аналитической практике возникла необходимость подготовки и издания атласа по квазилинейчатым спектрам люминесценции ароматических молекул. Эта задача была решена авторами Т. А. Теплицкой, Т А. Алексеевой, М. М Вальдман, при составлении данного атласа были использованы результаты работ, выполненные в лаборатории молекулярной спектроскопии Ставропольского пединститута.

В качестве примера можно привести следующую цитату из данной работы: «Квазилинейчатые спектры флуорисценции трифенилена при с=2*10"4 моль*л"1 описаны в работах В. А. Бутлара и Д. М. Гребенщикова. Спектр структурен в н-гексане и н-гептане, но в последнем растворителе он несколько более резок. Линия (0-0) перехода трифенилена в н-гептане -3431 А- очень ослаблена. Слабая интенсивность этой линии в поглощении и флуоресценции, по видимому, объясняется запрещенным характером перехода».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...

Использование НИТ в работе школьного психолога
Как уже указывалось выше, под новыми информационными технологиями подразумевается совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Персональный компьютер позволяет значительно облегчить и расширить возм ...

Организация учебной и воспитательной работы в вузах Ставрополья
В указанном параграфе речь пойдет о развитии научных направлений по физике и математике и интеграции их достижений в образовательный процесс в других вузах Ставрополья. Прежде всего, хотелось бы отметить результаты деятельности и успехи Ставропольского политехнического института, основанного в 1971 ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru