Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг

Страница 3

Французские исследователи очень хотели посетить лабораторию молекулярной спектроскопии Ставропольского государственного пединститута, чтобы ознакомиться с экспериментальными установками и методиками, а по возможности провести некоторые измерения. Однако их не пустили в Ставрополь представители советской власти, чтобы не показывать институт в целом.

В конце 1970-х гг. В. А. Бутлар по состоянию здоровья уходит с заведования кафедрой общей физики и передает руководство кафедрой и лабораторией молекулярной спектроскопии Д. М. Гребенщикову. Кафедра приобрела электронный микроскоп и лучший по тем временам отечественный спектрометр ДФС - 12. Для обучения работе на электронном микроскопе был направлен В. В. Падалка, который впоследствии проводил на нем исследования.

С середины 70-х годов в лаборатории начинают выполняться хоздоговорные исследования по заказу предприятий и научно- исследовательских институтов края. На электронном микроскопе В. В. Падалка проводил исследования, связанные с изготовлением резисторов, под руководством Д. М. Гребенщикова велись исследования по кинетике люминесценции по заказу НИИ люминофоров. В конце 70-х годов был заключен хоздоговор на пять лет с Северо-Кавказским НИИ природных газов по определению полициклических ароматических углеводородов в керне пород.

Таким образом, в 70-х годах продолжала укрепляться материальная ба-залаборатории: приобретались новые приборы, создавались новые экспериментальные установки, разрабатывались методы исследования, повышался профессиональный уровень (в научном смысле) преподавателей.

К концу 70-х годов вопросы, связанные с физической природой эффекта Шпольского и особенностями квазилинейчатых спектров фосфоресценции, были, в основном, решены. Специалисты, работающие в этой области, стали изучать более тонкие эффекты (эффект Штарка в системе Шпольского), возбуждение отдельных групп молекул и другие вопросы. Для их исследования необходимы были спектральные приборы высокой разрешающей силы, более низкие температуры (4° К и ниже), чем могли получать в лаборатории (77° К), современные мощные (в том числе перестраиваемые) лазеры. Всего этого в лаборатории не было и по материальным соображениям нельзя было приобрести. Д. М. Гребенщиков с сотрудниками начал заниматься бимолекулярными процессами с участием органических молекул в триплетном состоянии в системах Шпольского, такими, как триплет-триплетный перенос энергии электронного возбуждения и триплет триплетная аннигиляция.

И уже первые исследования в этой области дали новые результаты. Так В.В. Солодуновым были впервые получены квазилинейчатые спектры замедленной флуоресценции органических молекул в матрицах Шпольского 41, которая является следствием триплет- триплетной аннигиляции.

К середине 70-х годов был накоплен большой экспериментальный материал по квазилинейчатым спектрам люминесценции. В связи с этим и с широким их применением в аналитической практике возникла необходимость подготовки и издания атласа по квазилинейчатым спектрам люминесценции ароматических молекул. Эта задача была решена авторами Т. А. Теплицкой, Т А. Алексеевой, М. М Вальдман, при составлении данного атласа были использованы результаты работ, выполненные в лаборатории молекулярной спектроскопии Ставропольского пединститута.

В качестве примера можно привести следующую цитату из данной работы: «Квазилинейчатые спектры флуорисценции трифенилена при с=2*10"4 моль*л"1 описаны в работах В. А. Бутлара и Д. М. Гребенщикова. Спектр структурен в н-гексане и н-гептане, но в последнем растворителе он несколько более резок. Линия (0-0) перехода трифенилена в н-гептане -3431 А- очень ослаблена. Слабая интенсивность этой линии в поглощении и флуоресценции, по видимому, объясняется запрещенным характером перехода».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Диагностика когнитивной сферы учащихся. Методические рекомендации по проведению коррекционной работы
Процесс обучения – это не столько усвоение системы знаний, но в первую очередь становление общеучебных и интеллектуальных умений. Этому помогает развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Часто возможности ученика и требования учителя не совпадают. Поэтому проблема преемственных ...

О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтнических сообществах
Речь идёт именно о возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтническоих сообществах, которые можно реализовать, но, как показывают выше приведённые результаты социологических опросов, в сложившейся практике воспитания молодёжи не всегда реализуются. Тем не ...

Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поск ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru