Объектом исследования стали 30 учеников. Из них 16 учеников контрольного класса (11А) и 14 учеников экспериментального класса (11Б). Классы отбирались с тем условием, чтобы между учениками контрольных и экспериментальных классов не было существенных различий в уровнях развития, обученности и воспитания.
Сначала был проведен диагностический эксперимент. Его задачи решались последовательно. Прежде всего были изучены особенности учебной мотивации учащихся экспериментальных классов с помощью различных экспериментальных методик, описанных в педагогической и психологической литературе [11, с. 56].
Наряду с экспериментальными методиками использовались и не экспериментальные методики, в основном – длительное наблюдение.
Средний уровень развития сформированности абстракции определил следующие умения: ученик с небольшим затруднением выделяет существенное, главное а материале, составляет план и делает обобщение, допуская при этом незначительные ошибки.
Для низкого уровня характерно неумение, неспособность выделить главное, составить план, сделать обобщение.
Познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Чтобы полнее использовать познавательные интересы для развития мотивации учения, а также учитывая возрастающий интерес к изучению иностранного языка, мы провели анкетирование среди учащихся экспериментального класса в целях выявления у них лингвострановедческого интереса. В анкетировании следовали следующие вопросы:
Анкета
1. Хотел бы ты изучать иностранный язык в дальнейшем?
2. Как ты думаешь, какой вид спорта более развит за рубежом?
3. Хотел бы ты получить высшее образование за рубежом?
4. Когда у тебя появился интерес изучать иностранные языки?
5. Как ты считаешь, чего не хватает на уроках иностранного языка, что бы ты хотел добавить? Напиши 3 пункта:
1) _ _ _
2) _ _ _
3) _ _ _
6. Хотел бы ты перевести драму У. Шекспира «Ромео и Джульетта» или «Отелло»?
7. Посетил бы ты музеи, выставки искусств за рубежом и что бы тебя заинтересовало больше всего?
8. Хотел бы ты поехать с классом в тур по Европе и по какому маршруту?
9. Празднуешь ли ты национальные праздники страны изучаемого языка?
10. Не хотел бы ты вступить в иностранную организацию по защите окружающей среды?
11. Как ты думаешь, какая экологическая проблема за рубежом доминирует? Напиши 3 пункта:
1) _ _ _
2) _ _ _
3) _ _ _
12. Хотел бы ты смотреть во внеклассных занятиях кинофильмы, диафильмы на иностранном языке?
13. Скачиваешь ли ты фильмы, музыку по интернету?
14. Пользуешься ли ты интернетом в поиске информации?
15. Переписываешься ли ты с носителями иностранного языка?
16. Помогаешь ли ты своим близким (родителям, братьям, сестрам) в использовании интернета?
Результаты анкетирования позволили выявить новые дополнительные темы, интересующие школьников, а именно: «Виды спорта за рубежом», «Экологическая проблема за рубежом» и другие.
Далее мы установили уровень развития учебных мотивов по иностранному языку. Для этого мы использовали методику, предложенную О.С. Гребенюком [10, с.124]. Полученные результаты мы приводим в таблице 2:
Таблица 2. Результаты изучения учебных мотивов по иностранному языку у учащихся контрольных и экспериментальных классов
Уровни развития учебных мотивов |
Экспериментальный класс (14 чел.) |
Контрольный класс (16 чел.) |
Высокий |
6 |
4 |
Средний |
5 |
6 |
Низкий |
2 |
3 |
Крайне низкий |
1 |
3 |
Рис. 1. Диаграмма на результаты учебных мотивов по иностранному языку у учащихся контрольных и экспериментальных классов
В ходе диагностического обследования учащихся выяснилось, что отношение учителей к учащимся в основном определяется их успеваемостью. Выяснилось также такие факты, как несовпадение учебных мотивов с успеваемостью ученика, увеличение учителем познавательных возможностей отдельных учеников или же, наоборот, недооценка их у других.
Полученные в ходе диагностического обследования учащихся данные подверглись тщательному анализу, после чего мы получили возможность приступить к формирующему эксперименту.
Суть формирующего эксперимента заключалась в проверке эффективности разработанных нами форм внеклассной воспитательной работы. Предложенные нами формы постоянно совершенствовались в соответствии с изменениями интересов учащихся, а также с возможностям класса и учителя.
Новости образования:
Обучение графической грамотности в России
В связи с необходимостью в людях, которые могли бы рисовать карты, иллюстрировать научную литературу, гравировать портреты, в начале XVIII века в России "рисунок" или как его называли тогда "рисование" был включен в учебные программы многих учебных заведений, причем не только в ...
Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе
Повышение общей культуры человека невозможно без развития культуры речи, так как культурные нормы и все то, что регулирует человеческое поведение, даются через язык и речевое общение. Под речью понимают как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое высказывание). Речь - ...
Обследование и анализ уровня сформированности знаний
о многообразии живой природы старших дошкольников
Цель: - проанализировать педагогические условия экологического образования детей старшего возраста; - выявить уровень сформированности представлений о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста. В своей работе мы исходили из того, что экологическое воспитание старших дошкольни ...