Задача проверки должна быть согласована с основной задачей обучения химии как предмета.
Учитель обязан дать глубокие, прочные и осознанные знания, научить применять эти знания на практике. Этого можно достигнуть путем совершенствования всего педагогического процесса, в том числе проверки знаний, умений и навыков.
Основной целью учета результатов обучения является не только проверка материала, но и проверка умений и навыков, которыми должны овладевать учащиеся. Особое внимание необходимо обратить на качественную характеристику знаний. Проверка знаний, умений и навыков служит средством контроля и должна показать каждому ученику, где и какие у него пробелы, что он усвоил хорошо, а также какие требования предъявляются к нему.
Систематическая проверка знаний и умений имеет большое воспитательное значение, так как дисциплинирует учащихся, воспитывает у них волю и характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовится к урокам, выполняя своевременно и добросовестно задания.
Учитель на основании результатов проверки знаний, умений и навыков может судить о том, какие разделы программы класс усвоил хорошо, какие- плохо, какие ученики отстают. Это позволит учителю судить о своих достижениях и недостатках и наметить пути их исправления в дальнейшей работе.
Результаты проверки знаний дают возможность администрации школы видеть полную картину работы учителя и в случае необходимости помочь ему. Оценки успеваемости необходимо всегда своевременно доводить до сведения родителей. Объективность оценки имеет очень большое значение. Завышение оценки приводит к менее добросовестной работе учащихся, занижение- недоброжелательное отношение к учителю.
Проверка должна быть целеустремленной, т.е. направленной на разрешение общих образовательно-воспитательных задач, поставленных перед школой. Она должна носить обучающий характер, не только выяснять степень усвоения материала, наличие умений и навыков, полученных учащимися, но также служить целям закрепления и дополнения полученных знаний. Она должна быть всесторонней и полной, достаточно простой по форме, а результаты ее доступны пониманию учащихся и их родителям. Вся совокупность мероприятий по проверке успеваемости должна быть приведена в систему, отдельные звенья которой взаимодействуют между собой.
Каждый учащийся при опросе отчитывается в своей учебной работе индивидуально. При проверке знаний и умений учитель принимает во внимание особенности каждого школьника: его общее развитие, особенности медленной и быстрой реакции на замечания и т. п. Индивидуальный подход при учете не означает различных оценок за одни и те же знания у разных учащихся. На оценку не могут влиять такие факты, как поведение учащихся. Оценка носит воспитательный характер.
Правильно поставленная проверка и учет способствуют воспитанию у учащихся таких черт характера, как честность. Прилежание, настойчивость, умение преодолевать трудности, трудолюбие, критическое отношение к своей работе, совершенствовать свои знания.
Требования, предъявляемые к проверке знаний, заставляют каждого учителя углубленно работать над ее методикой. Рациональная система проверки должна основываться на применение всех ее методов и форм в их взаимосвязи с учетом специфических особенностей, предмета химии.
Во всех видах проверки успеваемости учащихся по химии необходимо учитывать: объем знаний, умений и навыков; качество знаний, форму выявления знаний. Объем знаний определяется государственной программой. Наличие стабильных учебников помогает конкретизировать эти требования.
Знания, умения и навыки объединяются в следующие группы: 1) основные химические понятия и законы; 2) химические теории; 3) химический язык; 4) знания о веществах; 5) знания о химических элементах; 6) умения и навыки решения задач; 7) экспериментальные умения и навыки; 8) навыки устной и письменной речи.
Новости образования:
Развитие логического мышления в геометрии
Задача преподавания геометрии – развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление. Разумеется, в задачи курса геометрии входит: дать учащимся, как это принято говорить, основные знания и умения в области геометрии. Однако все же главные, г ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной
степенью умственной отсталости
Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34]. Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: г ...
Роль коллектива в развитии личности
Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип был разработан основоположниками советской педагогики Н.К. Крупской и А.В. Луначарским. Он провозглашает основной целью коллектива «всестороннее развитие такой л ...