Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная задача валеологизации

Педагогические практики » Система формирования культуры здоровья у школьников в процессе преподавания биологии » Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная задача валеологизации

Страница 2

Для решения задач формирования культуры здоровья у школьников необходима совместная деятельность учителей и семьи. Эти вопросы рассматривала в своих работах М.В. Антропова [2]. Требования к проектированию здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования раскрыты в трудах П.П. Абаскаловой [1]. В последние годы появилось ряд работ по реализации здоровьесберегающих технологий.

Раскрывая сущность и структуру понятия «формирование культуры здоровья», мы рассмотрели его в семантической последовательности понятий: «здоровье», «культура», «культура здоровья», «формирование», «формирование культуры здоровья».

Как известно, в научной литературе – медицинской, педагогической, психологической, социальной и т.д. – представлено большое количество определений понятия «здоровье», которое уже в исторически отдаленные времена связывалось с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров. Происходящие в настоящее время радикальные изменения в социокультурной ситуации современного общества порождают трансформацию понятий здоровье, здоровьесберегающая педагогика и здоровьесберегающее пространство, культура здоровья,

расширяя спектр их значений, и выдвигают их на одно из центральных мест в образовательной практике [11].

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В последние десятилетия в современной

физиологии, психологии и педагогике центральной

идеей является ценность любой человеческой личности во всей широте её физических, психических и духовных возможностей и ограничений. В связи с этим актуальной становится задача более глубокого раскрытия потенциальных возможностей человека, что неосуществимо без обеспечения всей полноты его здоровья как основополагающего фактора долгой и полноценной жизни, высокого творческого потенциала и работоспособности [4].

Переход от здоровья к болезни можно рассматривать, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что приводит в итоге к снижению его общественных, социальных и трудовых функций [4].

Характеризуя концепцию проектирования здоровья, следует остановиться на определении понятия здоровья, представленном в Уставе Всемирной организации здоровья (ВОЗ): «здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней», и на определении Казначеева(1978): «здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функции, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни» [23].

Исходя из данных определений при создании условий для

формирования, сохранения и укрепления здоровья, необходимо взять за концептуальную основу понятия физического, психического, и социального компонентов здоровья человека.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Особенности внеклассной работы по иностранному языку с «трудными» детьми
Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети. Профессор С.А. Завражин даёт следующее определение категории «трудные дети/подростки»: это дети, подростки с затруднениями или нарушениями процесса социализации. К числу таких детей относят: неуспевающих; недисциплинированных; имеющ ...

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения на средней ступени
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те ...

Сложности психического развития одаренных детей
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человек ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru