Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная задача валеологизации

Педагогические практики » Система формирования культуры здоровья у школьников в процессе преподавания биологии » Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная задача валеологизации

Страница 1

В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Очень часто многие специалисты, касаясь определения культуры здоровья, на первый план выдвигают его физическую составляющую, забывая при этом о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих этого понятия. Достаточным считалось определение достигнутого уровня физического развития индивида, степень его заболеваемости на тот или иной момент, критерии же психического здоровья оставались за кадром. И как следствие, это вело к отсутствию комплексной системы оценки уровня здоровья человека, которая охватывала бы все его составляющие. В то время как для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья школьников необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Однако действительность такова, что та информация о здоровье, которую человек получает на различных этапах возрастного развития в семье, в школе, в лечебных учреждениях или через СМИ, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. Просветительская работа по вопросам по вопросам здоровья, как правило, ориентирует людей преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания путям преодоления факторов риска, возможностям самого организма противодействовать неблагоприятным влияниям. Слабо проводится работа по созданию общественного мнения на культивирование здоровья, на формирование гармонично развитого – и физически, и духовно – человека. Отсутствие «моды» на здоровье создает предпосылки для организации непродуманного времяпрепровождения, когда человек делает все, лишь бы «убить время». И как итог, бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню [5].Таким образом, задачей школы является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни, а не доведение его без болезней до последнего звонка. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.

Проблемы формирования культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Л.Х. Гаркави, Н.И. Куиджи [12, 27]. В отечественной педагогике раскрываются психологические аспекты воспитания здорового в физическом и психическом отношении подрастающего поколения (В.И. Бондин, Л.П. Годовникова, А.И. Кочетов, И.Д. Зверев, Н.А. Заруба, Н.К.Смирнов, и др.), медицинские стороны культуры здоровья исследовали, А.И. Воложин, Е.А. Бабенкова, Г.Л. Апанасенко [7,14,21,11,4]. Ряд специалистов выдвигают идеи "здравостроительства", "здравостроения" (Г.А. Кураев, И.И. Брехман и др.), расширяя рамки понятия "физическое воспитание" [8,28].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы
Наиболее цельную и последовательную разработку и воплощение в российской общественно-педагогической мысли содержание национального образовательного идеала получает с середины XIX века. Политика правительства в отношении государственной образовательной системы, не смотря на значительные демократичес ...

Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы
В общественно-философской мысли России середины XIX - конца XIX века мы наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. В развитии национальной образовательной системы наступает четвертый период (1871-1900 г.г). Это время расцвета ...

Различые взгляды ученых на проблему заикания
В свое время Гиппократ отмечал, что заикание это болезнь, связанная с накоплением влажности в головном мозге. У Аристотеля был иной подход к проблеме заикания. С его точки зрения, заикание связано с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата. Гален, Цельс и Авиценна предполагали, чт ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru