Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная задача валеологизации

Педагогические практики » Система формирования культуры здоровья у школьников в процессе преподавания биологии » Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная задача валеологизации

Страница 3

Под физическим (соматическим) уровнем здоровья следует понимать такую совокупность статических (морфологических) и динамических (функциональных) физических свойств конкретного человека, которая позволяет ему в соответствии с его возрастом, полом (социальной ролью адаптироваться к окружающей действительности, выполнять свои биологические и социальные функции [28].

Очень часто физическое здоровье человека ассоциируется со способностью человека к эффективной поведенческой активности, в качестве характеристик которой выступают координированность, скорость и сила, и в этом случае критериями здоровья человека являются спортивные достижения, производственные успехи, физическая работоспособность [7].

Более глубокие психолого-физиологические подходы опираются на специфику и широту адаптивных перестроек, норму адаптации базовых механизмов жизнеобеспечения, на механизмы обеспечения основного обмена и постоянства внутренней среды организма [12], активного взаимодействия с окружающей средой с участием опорно-двигательной системы, висцеральных органов, вегетативной и центральной нервной системы [11].

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических, свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения при выполнении биологических и социальных функций. Психическая компонента здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе формирования личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных (семейных, политических и т.д.) потребностей, замыслов и целей. Однако уровень субъективной неудовлетворённости человека может проявляться в негативных эмоциональных ощущениях, определяющих деформацию его текущего психического состояния и нездоровье [20].

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни

объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья [22].

Культура здорового образа жизни личности

это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье [22].

В нашем исследовании мы отталкивались от определения культуры здоровья, предложенной О.Л. Трещевой, как интегральной характеристики личности, включающей в себя здоровьесберегающие мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровьях.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья дете ...

Анализ учебной программы Санкт - Петербургской Городской художественной школы по дисциплине "Рисунок"
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Санкт - Петербургская городская художественная школа" осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам. Я буду рассматривать в этой работе учебную программу по дисциплине "Рисунок&quo ...

Формирование воображения, как одно из условий формирования культуры общения
Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения – построение и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru