Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная задача валеологизации

Педагогические практики » Система формирования культуры здоровья у школьников в процессе преподавания биологии » Формирование культуры здоровья в процессе обучения биологии – основная задача валеологизации

Страница 3

Под физическим (соматическим) уровнем здоровья следует понимать такую совокупность статических (морфологических) и динамических (функциональных) физических свойств конкретного человека, которая позволяет ему в соответствии с его возрастом, полом (социальной ролью адаптироваться к окружающей действительности, выполнять свои биологические и социальные функции [28].

Очень часто физическое здоровье человека ассоциируется со способностью человека к эффективной поведенческой активности, в качестве характеристик которой выступают координированность, скорость и сила, и в этом случае критериями здоровья человека являются спортивные достижения, производственные успехи, физическая работоспособность [7].

Более глубокие психолого-физиологические подходы опираются на специфику и широту адаптивных перестроек, норму адаптации базовых механизмов жизнеобеспечения, на механизмы обеспечения основного обмена и постоянства внутренней среды организма [12], активного взаимодействия с окружающей средой с участием опорно-двигательной системы, висцеральных органов, вегетативной и центральной нервной системы [11].

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических, свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения при выполнении биологических и социальных функций. Психическая компонента здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе формирования личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных (семейных, политических и т.д.) потребностей, замыслов и целей. Однако уровень субъективной неудовлетворённости человека может проявляться в негативных эмоциональных ощущениях, определяющих деформацию его текущего психического состояния и нездоровье [20].

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни

объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья [22].

Культура здорового образа жизни личности

это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье [22].

В нашем исследовании мы отталкивались от определения культуры здоровья, предложенной О.Л. Трещевой, как интегральной характеристики личности, включающей в себя здоровьесберегающие мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровьях.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Целью данного этапа эксперимента являлось: Выявление эффективности использования дидактической игры в процессе развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Формирование на основе полученных данных системы дидактических игр по математике, направленных на развитие ...

Анализ отношений молодых людей к собственной этнической принадлежности и к представителям иных национальностей
Осмысливая воспитательные возможности молодёжных полиэтнических сообществ необходимо исходить из факта полиэтнического состава этих сообществ и всего дальневосточного населения. Для изучения этих возможностей лаборатория региональных социально-гуманитарных исследования Института комплексного анализ ...

Цели и задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся по химии
Задача проверки должна быть согласована с основной задачей обучения химии как предмета. Учитель обязан дать глубокие, прочные и осознанные знания, научить применять эти знания на практике. Этого можно достигнуть путем совершенствования всего педагогического процесса, в том числе проверки знаний, ум ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru